АПК риски, инновации, инвестиции

В последние годы в российском АПК происходили глобальные изменения. Одним из переломных моментов стало формирование крупных компаний и холдингов: сначала их были единицы, после девальвации – десятки, если не сотни. Новые операторы пришли из разных сфер: нефтянки, газового комплекса, металлургии, строительства, торговли, пищевой промышленности и т.п. Вход в рынок был достаточно легким, поскольку традиционные игроки, за редким исключением, едва дышали. А у “новичков” было вполне достаточно средств для того, чтобы заниматься сначала торговыми или бартерными операциями, а потом и производством.

Капитал понял, что настало время “забить” места на рынке, который благодаря импортзамещению стал чрезвычайно привлекательным. Цены на продукты выросли, а на средства производства еще нет, высокая маржа, которой уже не было на других рынках, подогревала аппетиты бизнесменов. Рынок был не поделен, и многие компании, привыкшие к большим оборотам, рассчитывали, что они смогут достаточно легко овладеть приличной долей рынка, стать лидерами и получать сверхприбыли.

Сначала главы агрохолдингов были в большом восторге. “Это самый перспективный рынок, он вечный, тут непаханое поле, тут легче и дешевле стать лидером, чем в любой другой отрасли!” – говорили они. Низкий порог вхождения в рынок, сравнительная дешевизна активов и достаточно высокая маржа привели к тому, что холдинги все больше погружались в отрасль и подгребали под себя порой и не нужные мельницы, элеваторы, комбикормовые заводы и птицефабрики. Главы холдингов заявляли о вложениях в сотни миллионов долларов и о расширении своего бизнеса, планировали увеличить посевные площади, на которых они работают, - кто до 500 тыс. га, а кто и до миллиона.

Впрочем, эйфория длилась недолго. В 2001 и особенно в 2002г, когда прибыльность стала резко снижаться, настроение многих изменилось. “Сегодня, когда эффект дефолта ослабел, прибыльность уменьшилась, некоторые игроки уходят с рынка, осознав, что в этой сфере не ограничиться разовыми финансовыми вливаниями. Сельское хозяйство - это рынок для тех инвесторов, которые готовы к долгим инвестициям, поэтому здесь в ближайшее время произойдет перераспределение, останутся сильнейшие,” – говорит руководитель одного из крупнейших предприятий этой отрасли.

По словам директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, “романтический флер улетучился, амбиции поуменьшились, а нестабильность доходов агрохолдингов сильно ослабила их инвестиционную деятельность”.

Что же произошло с новыми игроками, ринувшимися на освоение аграрного Клондайка?

Сейчас менеджеры некоторых крупных аграрных компаний хоть с большой неохотой, но признают, что не вполне укладываются в собственные аккуратно начертанные планы развития. Эффект девальвации, обеспечивший агробизнесу тепличные условия, на самом деле сыграл с ними злую шутку. Он сказывался достаточно долго, чтобы втянуть бизнесменов в АПК. Компании накупили техники, семян, удобрений, племенной скот и птицу. На заводе эффект от нового оборудования и новых технологий был бы заметен сразу: производить стали бы больше и лучше. На селе все совсем по-другому.

Главное, пожалуй, потрясение новые сельские предприниматели пережили, когда осознали, что попали в совершенно другой мир – мир, живущий по другим правилам, с иной скоростью, где другие убеждения и ценности жизни. Когда поняли, что хозяйство не заработает эффективно лишь оттого, что куплены новенький комбайн, элитные семена и лучшие удобрения.

Для них странное ощущение истратить кучу денег осенью и ждать не всегда предсказуемого результата летом, если речь идет, к примеру, о растениеводстве. Они поняли, что хорошая технология требует четкого ее соблюдения и ответственности исполнителей. А с этим у большинства крестьян плохо. И это тормозит их развитие.

Одной из главных проблем предприниматели называют “управление сельским контингентом”. Нарушать планы компаний и тем самым снижать инвестиционную привлекательность районов и целых областей могут еще местные власти и чиновники. Многие считают, что проблемы в АПК во многом связаны со слабостью государственного протекционизма в сельском хозяйстве.

    Публикации и заметки

    Особенности меркантилизма в России
    Цель моей работы поднять тему меркантилизма в России. Многие историки считают меркантилизм лишь мнимой теорией, некоторые считают меркантилизм реальностью, применимой к практике и развитию государства. Но меркантилизм на практике существовал не один век, моя цель это доказать. Моя задача - пок ...

    Главное меню

    Антиинфляция

    Антиинфляция

    Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

    Чмтать...

    Теория  отраслевых рынков

    Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

    Экономика

    website template image website template image website template image website template image website template image website template image