Понятие и виды издержек предприятия

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят: расчет себестоимости произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и определение размера полученной прибыли; принятие управленческого решения и планирование; контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности [11. С.231].

Решению каждой из названных задач, считает А.Д. Шеремет, соответствует своя классификация затрат (табл.1.1.1).

Таблица 1.1.1

Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета [41. С.152]

Задачи

Классификация затрат

1

2

Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли

Входящие и истекшие Прямые и косвенные Основные и накладные Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические) Одноэлементные и комплексные Текущие и единовременные

Принятие решения и планирование

Постоянные (условно-постоянные) и переменные Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках Безвозвратные затраты Вмененные (упущенная выгода) Предельные и приростные Планируемые и непланируемые

Контроль и регулирование

Регулируемые Нерегулируемые

Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на: входящие и истекшие; прямые и косвенные; основные и накладные; входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода); одноэлементные и комплексные; текущие и единовременные.

Для принятия решения и планирования А.Д. Шеремет предлагает различать: постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты; затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные затраты; вмененные затраты; предельные и приростные затраты; планируемые и непланируемые.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

Ряд ученых [9 7, 13, 10, 16, 33, 41] выделяют следующие особенности затрат, отличающиеся от издержек производства:

затраты в отличие от издержек производства имеют расчетную (калькуляционную) природу оценки. Они находят отражение во внутреннем учете, зависят от применяемой системы учета затрат (полных или частичных затрат) и не обязательно связаны с потоками платежей на предприятии. Издержки же имеют платежную природу и отражаются во внешнем (финансовом) учете предприятия;

определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия;

напротив, у издержек может отсутствовать прямая связь с изготовлением продукции. Издержки в отчетном периоде, хотя и возникают в рамках производственного процесса, не всегда связаны с изготовлением продукции. Например, ремонт объекта, не включаемого в необходимое для производственной деятельности имущество предприятия, пожертвования. Издержки, не относящиеся к данному периоду и поэтому не являющиеся затратами этого периода (например, доплата имущественного и земельного налогов).

Таким образом, издержки - это денежное выражение производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Они могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции. Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие издержки предприятия на производство и реализацию продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Исследование структуры затрат и издержек предприятия ООО Фабэр
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в настоящее время в условиях конкуренции между фирмами возрастает необходимость привлечения как можно большего количества клиентов. Одним из наиболее современных средств решения данной проблемы является использование их рекламы и, в ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image