Методические подходы к управлению издержками производства на предприятии

В системе управления издержками большое значение имеет анализ себестоимости продукции, работ и услуг. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [7. С.188].

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Г.В. Савицкая предлагает проводить анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:

· анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

· анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;

· анализ структуры затрат, ее динамики;

· анализ себестоимости продукции по статьям;

· факторный анализ себестоимости по статьям;

· выявление резервов снижения себестоимости [35. С.281].

Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный. Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции. Оперативный анализ себестоимости, который проводится ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней, направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости конкретного вида изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия - на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения "издержки - объем - прибыль".

Основным, обобщающим показателем, характеризующим себестоимость и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 руб. производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное - позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет.

Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев отмечают, что анализ затрат на 1 руб. выпускаемой продукции имеет целью выявить и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.

Анализ себестоимости продукции начинается с оценки выполнения плана по затратам на 1 руб. товарной продукции, а затем анализируется себестоимость выпущенной продукции и себестоимость единицы важнейших изделий.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структура выпущенной продукции предприятия; уровень затрат на производство отдельных изделий; цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы; цены на продукцию [38. С.147].

Объем выпущенной продукции оказывает влияние на совокупную себестоимость всей товарной продукции, поэтому при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается. Для оценки влияния структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции проводится перерасчет себестоимости единицы продукции по плану на фактический выпуск по каждому наименованию продукции.

Анализ структуры затрат проводится по направлениям:

· анализ состава себестоимости на основе сопоставления суммы и удельных весов каждой статьи и элементов расходов;

· анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе. Затраты группируются по калькуляционным статьям расходов в зависимости от связи с производством, организацией, обслуживанием, управлением и сбытом, т.е. по местам их возникновения;

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Место банковской системы в условиях перехода к рынку
Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под­ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения. Демонополизация банковской системы и децентрализация способ­ство ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image