Методические подходы к управлению издержками производства на предприятии

· анализ прямых материальных и трудовых затрат;

· анализ косвенных затрат с подразделением на переменные и постоянные.

Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.

При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье, выявляется сумма экономии или перерасхода по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.

Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, выявлять негативные тенденции изменения себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию. Итак, систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации [36. С.181].

Затраты на один рубль произведенной продукции - очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

УЗ = , (1.3.1)

где Зобщ - общая сумма затрат на производство и продажу продукции;

ВП - стоимость произведенной продукции в действующих ценах.

При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

Фактическое изменение уровня затрат на один рубль товарной продукции можно определить следующим образом:

(1.3.2)

где ∑z0q0 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции предыдущего (базисного) года;

∑z1q1 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции отчетного года;

∑p0q0 - стоимость произведенной продукции предыдущего (базисного) года;

∑p1q1 - стоимость произведенной продукции отчетного года.

На изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние следующие факторы: себестоимость продукции, объем и ассортимент продукции, цены на производимую продукцию.

Влияние факторов определяется по следующим формулам:

а) за счет изменения себестоимости продукции:

(1.3.3)

где ∑z0q1 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции отчетного года по ценам предыдущего (базисного) года;

∑p0q1 - стоимость произведенной продукции отчетного года по ценам предыдущего (базисного) года.

б) за счет объема и ассортимента продукции:

(1.3.4)

в) за счет изменения цен на производимую продукцию:

(1.3.5)

Проверка: или.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей - издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Издержки обращения предприятия торговли характеристика и планирование в современных условиях (на материалах ООО Сонет)
Деятельность торгового предприятия может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная инфор ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image