Закон спроса. Факторы, формирующие спрос на рынке

Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности. Но у людей разный уровень доходов и разные возможности покупать, то есть для удовлетворения потребностей одного желания мало. Необходима еще и способность оплатить товары. Способность людей покупать на рынке материальные благам и услуги называется платежеспособным спросом.

Спрос - платежеспособная потребность человека, то есть потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, то есть представляют его в виде модели, функции множества переменных, причем главный аргумент в этой функции - рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотят купить, и, наоборот чем ниже цена, тем больше спрос на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса - при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует, таким образом, отрицательная или обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно рассмотреть с помощью шкалы и кривой спроса. Шкала спроса показывает, сколько товара хотели бы приобрести покупатели по каждой из множества цен.

Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса на этот товар, предъявляемого покупателями. Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (P) и величиной спроса на данный товар (Q). На рисунке падение цены с до ведет к росту спроса с до .

Рисунок 1 - Кривая спроса

Рассмотрим конкретный цифровой пример. В таблице 1 приведены объемы спроса на товар при каждом значении его цены.

Таблица 1 - Шкала спроса на товар

Вариант

Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р)

Количество спрашиваемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)

А

5

9

Б

4

10

В

3

12

Г

2

15

Д

1

20

Данные таблицы отражают действие закона спроса: по мере снижения цены с 5 ден. ед. до 1 ден. ед. происходит возрастание величины спроса с 9 до 20 нат. ед.

Закон спроса можно проиллюстрировать и при помощи графика (кривой) спроса. Для этого данные таблицы можно отобразить в координатной плоскости, откладывая по оси абсцисс значения количества спрашиваемой продукции, а по оси ординат - значения цены (рис. 2)

Рисунок 2 - Кривая спроса

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Кредит и банковская деятельность экономические, правовые и криминальные аспекты
Вступление России в рынок в значитель­ной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача рефор­мы - максимальное сокращение централи­зованного перераспре ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image