Закон предложения. Факторы, формирующие предложение на рынке

Товаропроизводители исходят из потребности людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение - желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по данной цене. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому не всегда, тем более не везде, эта способность столь велика, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают, поскольку:

− обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление), то есть на рынок не предоставляется;

− с другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основными из которых являются: цена самого товара, цена ресурсов, используемых в данном производстве, уровень технологий, цели фирмы, величины налогов и субсидий, ожидания и др. Таким образом, предложение - это функция многих переменных, но прежде всего, рассмотрим характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при прочих равных условиях.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения, и, наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения: на любых рынках, при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость объясняется следующим образом:

. Для производителя товара его цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше выручка. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство, а, следовательно, и объемы предложения товара.

. Фирма не в состоянии быстро менять используемое капительное оборудование (станки, здания, и т.п.) и в течение какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительных единиц таких переменных ресурсов, как труд, сырье, топливо и т.п. Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска. Для покрытия возрастающих по мере наращивания производства затрат предприниматель вынужден повышать цену.

. Необходимо учитывать действие принципа замещения - если ресурсы предприятия ограничены, то при повышении цены одного из товаров, произвести который можно при использовании данных ресурсов, факторы будут изыматься из альтернативных сфер и направляться на производство данного продукта. Следовательно, величина предложения товара, цена на который увеличилась, тоже будет расширяться.

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения (Рисунок 3).

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи шкалы и графика предложения. Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой (Таблица 2).

Р

S

Q

Рисунок 3 - Кривая предложения

Таблица 2 - Шкала предложения товара

Вариант

Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р)

Количество предлагаемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)

А

5

18

Б

4

16

В

3

12

Г

2

7

Д

1

0

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Исследование денежных потоков предприятия (на примере ООО Арком)
денежный экономический финансовый расчет Повышение эффективности производства в условиях рыночной экономики зависит от способности предприятий гибко использовать современные методы управления и рыночные инструменты. Одним из таких способов является эффективное управление процессом финансиров ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image