Состояние внешней среды на момент появления меркантилизма в России

В России в 16, 17 и даже в 18 вв. была нехватка денег. Это привело к ряду неблагоприятных последствий. Для начала я хочу их перечислить:

· В Московском Государстве 16 и 17 вв. денег не хватало, поэтому обменным операциям часто приходилось прибегать к оптовой торговле.

· В 1654- 1655 гг. учитывая нехватку денег в обращении, правительство царя Алексея Михайловича начало выпуск медных монет. Но поскольку медный кружек, из которого делалась монета, был значительно дешевле серебра, началось производство фальшивых медных копеек мастерами этого дела. Рынок был наводнен медной монетой, что привело к росту цен на товары в «медном» выражении. В свою очередь, правительственные учреждения начали ограничивать прием медной монеты. В 1662 г. В Москве произошел «медный бунт», который привел к тому, что медные деньги были изъяты. . Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошёл бесследно. В 1663 году по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже ещё меньше - 2 деньги серебром.

· Согласно исследованиям Б.Б. Кафенгауза, на российских ярмарках купцы нередко не распродавали всех своих товаров.

· Из-за нехватки денег, Петр порой рассчитывался с чиновниками не деньгами, а «товарами из Сибирского приказа»

· Даже при обсуждении в 1721 вопроса о выплате Швеции компенсации за отходящие к России Лифляндию и Эстляндию Петр попытался выговорить право уплатить часть следуемой Швеции суммы не деньгами, а товарами.

· Во времена Петра не хватало не только серебряной, но и медной монеты.

· При совершении крупных сделок в неторговой среде действовал обычай, согласно которому хотя бы малую часть цены продавец должен был принять не деньгами, а натурой.

· Розничная торговля велась на наличные. Здесь, чтобы не допустить изъятия монеты иностранными торговцами (и возможного вывоза за границу), применялась такая мера, как монополия отечественных торговцев. Иностранцы не имели права вести розничный торг.

· Нехватка денег сказывалась на производстве. Если сбыт товаров не гарантирован, потому что у купца нет денег для расплаты, то производство начинает топтаться на месте.

· Поскольку застой в торговле приводил к застою в производстве, профессиональная трудность, с которой сталкивались торговцы, выступала как национальная проблема, ибо в развитии производства было заинтересовано практически все общество. «При этих обстоятельствах было бы странно, если государственные деятели не пытались преодолеть создавшееся в народном хозяйстве «узкое место» путем насыщения оборота звонкой монетой». Такой путь и предлагал меркантилизм. Тот факт, что от развития производства и торговли получала выгоду также государственная казна, придавал политике меркантилизма дополнительную силу.

· Потребности страны в серебре удовлетворяются не только путем вывоза за границу товарных излишков. Имеются и другие способы его пополнения: сокращение импорта, развитие экспортных отраслей, поощрении и организация транзитной торговли, военные экспедиции за драгоценными металлами, мобилизация ресурсов драгоценных металлов внутри страны и др. Практически все эти меры так или иначе были испробованы Петром и его преемниками.

Публикации и заметки

Государственная политика инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Инвестиции - это очень важный и один из наиболее дефицитных экономических ресурсов, использование которого способствует росту эффективности производства, конкурентоспособности производства, созданию новых рабочих мест, повышению занятости населения и в целом - повышению уровня благосостояния н ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image