Предложение труда

Вопрос с предложением труда вовсе не так прост, как кажется. Как правило, в неоклассической экономической теории постулируется, что предложение труда возрастает с ростом заработной платы. И в целом это верно, но в некоторых случаях это правило нарушается. А для того, чтобы понять почему так происходит, нужно понять каковы мотивы поведения людей на рынке труда.

Во-первых, для большинства людей трудоспособного возраста заработная плата является основным источником дохода, а для многих - и единственным. Поэтому потенциальные наемные работники вынуждены искать работу и продавать свой труд, чтобы как минимум не умереть с голоду. Вы скажете, что сейчас голодная смерть безработным не грозит, но всего 80 лет назад ситуация была диаметрально противоположной! И, тем не менее, даже если голодная смерть и не грозит безработному, но пособие по безработице не может обеспечить того же жизненного уровня, что и работа по найму. Поэтому безработный может согласиться на работу за низкую зарплату, если это принесет ему более высокий доход, чем пособие. Более того, чем ниже зарплата, тем больше человеку нужно работать, чтобы поддержать постоянный уровень потребления. Поэтому предложение труда должно возрастать при снижении зарплаты. Но такая ситуация редка, поскольку при постоянном уровне потребления большинство потребителей имеет некоторый запас дохода, который они сберегают. Следовательно, небольшое снижение дохода приведет лишь к уменьшению потребления, а не росту предложения труда. Но если у потребителя нет сбережений, и все его доходы идут на потребление, то снижение заработной платы действительно заставит его увеличивать предложение труда. К примеру, если у человека заложен дом, автомобиль и даже обстановка в доме приобретена в кредит, то такой человек будет вынужден работать больше после снижения зарплаты, чтобы не стать банкротом.

Во-вторых, работники все же не поставлены перед жестким выбором работать или умирать, поэтому их выбор между работой и отдыхом является свободным выбором, а значит, они выбирают то, что для них более полезно, опираясь на принцип предельной полезности. Когда выбор потребителя свободен, он при росте заработной платы будет отдавать предпочтение работе, а не отдыху, поскольку сможет покрыть потерю полезности от потери отдыха за счет потребления прочих благ, которые он приобретет на дополнительный доход. (Это основная аргументация в экономической теории в пользу роста предложения труда при росте заработной платы.)

В-третьих, можно предположить, что очень высокий доход не обладает особой ценностью для потребителя, поскольку количество благ, которое он может потребить ограничено. А значит, если предложить ему заработную плату, намного превосходящую его современные стандарты потребления, то он просто сократит предложение труда до уровня, при котором достигается привычный для него стандарт потребления. Приведенное здесь рассуждение является еще одним аргументов в пользу снижения предложения труда при росте заработной платы.

Итак, первый эффект действует при самых низких зарплатах, а третий -- при самых высоких, следовательно при низких и высоких зарплатах предложение труда падает при росте зарплаты, а при промежуточных значениях - растет.

Таким образом, выше мы описали зависимость предложения труда отдельным человеком или всеми наемными работниками вместе. Но теперь мы отметим, что работник может предлагать свой труд в нескольких (географически) местах, и на выбор места работы будет влиять не только заработная плата, но и транспортные издержки, возникающие при удаленности места работы от места жительства. В транспортные издержки включается и потеря времени в транспорте, которая приводит к снижению времени отдыха, т.е. поднимает его ценность, поднимая таким способом требуемую зарплату.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Расчет экономической эффективности деятельности ателье
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные экономические ресурсы для производства полезных продуктов [4]. Сложные динамические процессы, протекающие в экономике, - это результат взаимодействия множества различных факторов, действующих непосредственно и опосредованно. Д ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image