Рынок безалкогольных напитков

Объем и структура рынка

Согласно Государственному классификатору продукции и услуг Госстандарта Украины, к безалкогольным напиткам (напиткам с концентрацией спирта не более 0,5%) относятся:

· воды минеральные (природные или искусственные) подслащенные или ароматизированные;

· напитки прохладительные безалкогольные типа лимонада, оранжада, колы и т.п., изготовленные с использованием питьевой воды, подслащенной или не подслащенной, ароматизированные фруктовым соком или эссенцией, к которым добавлены красители;

· напитки безалкогольные специального назначения (диетические, диабетические, тонизирующие, для спортсменов и т.п.);

· квас;

· напитки, приготовленные на основе молока и какао, чая и другие напитки готовые к употреблению.

Емкость рынка безалкогольных напитков (БАН) Украины составляет около 1,5 млрд. л.

Еще до недавнего времени этот рынок имел положительную динамику, характеризующуюся ежегодными показателями, равными 10-15%.

С приходом в Украину кризиса рынок БАН замедлил свой рост до 3-5%.

На рынке безалкогольных напитков (БАН), за 2009 год произошли заметные изменения. Во-первых, покупатели затянули пояса, в результате чего все ценовые сегменты и категории сократились в натуральном объеме.

В 2008 году в среднем каждый украинец выпил за год 35,8 л сладких газированных напитков и 41 л минеральной воды, в 2009 году - 31,4 и 37,9 л соответственно. Во-вторых, изменилась также сама структура этого рынка. По сравнению с 2008 годом потребление соков сократилось на 3% (с 22 до 19%). Украинцы стали больше пить менее дорогих напитков, в частности сладкой газировки - на 2% (ее доля в структуре БАН выросла до 41%) и минеральной воды - на 1% (доля составила 40%).

Производители

В 2009 г. в Украине насчитывалось около 200 предприятий, производящих безалкогольные напитки (их количество ежегодно уменьшается). Между тем, по мнению операторов, больше половины рынка контролируют всего 5 компаний.

Сокращение же количества предприятий при растущем производстве отражает высокую конкуренцию на рынке, которую не выдерживают мелкие производители. На рынке наблюдается процесс концентрации производства среди первой десятки лидеров рынка.

Самую высокую позицию в 2009 году, впрочем, как и в 2008 году, удерживала транснациональная Cocа-Cola Beverages Ukraine Ltd (ТМ "Coca-Cola", ТМ "Coca-Cola light", ТМ "Vanilla Coca-Cola", ТМ "Sprite", ТМ "Fanta вкус апельсина", ТМ "Fanta вкус лимона", ТМ "BonAqua", ТМ "Schweppes тоник", ТМ "Фруктайм", ТМ "Burn" и др.). В 2009 г. она контролировала наибольшую долю украинского рынка СSD - 18,31% (в 2008 г. - 13,58%). Кроме реализации произведенной в Украине продукции, компания также импортирует собственные напитки, выпущенные за пределами нашей страны. Все основные бренды компании Coca-Cola позиционируются в верхней ценовой категории. Три ведущих бренда компании ("Coca-Cola", "Fanta", "Sprite") входят в первую пятерку по популярности газированных безалкогольных напитков.

След в след за флагманом, оставляя короткую дистанцию для будущих перспектив, идет национальная компания со 100%-м украинским капиталом - ЗАО "Оболонь" (ТМ "Оранж А.С.Е.", ТМ "Живчик", ТМ "Живчик Груша", ТМ "Живчик Лимон", ТМ "Крем-Сода", ТМ "Дюшес", ТМ "Лайм", ТМ "Кола Нова", ТМ "Квас Богатырский настоящий", ТМ "Джетт гранат", ТМ "Джетт вишня", ТМ "Джетт тоник-лимон"). Согласно данным, в 2009 г. национальная компания контролировала 13,09% отечественного рынка БАН (в 2008 г. - 13,06%).

По мнению экспертов, "Оболони" удалось выйти на вторую позицию не только благодаря укреплению позиций ностальгической серии напитков и "Живчика", но также и расширению ассортимента нишевых напитков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Занятость и безработица. Национальные программы занятости
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, столько несделанных дел, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить полную занятость? Как избежать безработицы? Эти вопросы имеют огромное значение для всего общества и каждого отдельного человека. От их решения ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image