Экономические системы, их основные типы.Типы экономических систем

1) Традиционная

, присутствует в странах с натуральным хозяйством и распределением дохода не в соответствии с трудом, а по национальным традициям или обычаям.

) Централизованная

(административно - командная), суть которой в государственном монополизме.

Основные черты централизованной системы.

- господство государственной собственности;

диктатура государственного плана;

административные методы управления;

финансовая диктатура.

Плюсы:

стабильная экономика;

меньшее неравенство в обществе;

нет проблем с трудоустройством;

более стабильные цены.

Минусы:

нет стимула к труду;

всеобщие дефициты и неэффективность экономики;

диктат производителей над потребителями;

безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.

) Рыночная экономика

- это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.

Характерные черты:

- частная собственность на ресурсы и средства производства;

саморегулирование экономики рыночными факторами;

свобода выбора экономических партнёров;

минимум вмешательства государства в экономику.

Плюсы:

стимулирует выгодную предприимчивость у работников;

отвергает неэффективное производство;

не требует большого аппарата управления;

даёт больше прав и возможностей потребителям.

Минусы:

- усиливает неравенство в обществе;

нестабильность в экономике;

инфляция;

безработица;

отсутствие государственного регулирования.

) Смешанная,

которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.

Сравнительные характеристики централизованной и рыночной экономики.

КОМАНДНАЯ

признак для сравнения

РЫНОЧНАЯ

государственная

1.преобладающая форма собственности на средства производства

частная

жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства

2.характер экономической деятельности

свобода предпринимательства и выбора партнёра

централизованное планирование

3.способ согласования хозяйственной деятельности

рыночное саморегулирование

необходимость выполнения государственных планов и государственных заявок

4.главный мотив экономической деятельности

личная выгода

Справедливое распределение

5.главная забота общества

эффективность распределен6ия

Монополия и конкуренция.

Монополия- это господство на сегменте рынка одного производителя, продавца или объединения предприятий в целях повышения цен и повышения монопольно высокой прибыли.

Экономическая конкуренция

предполагает соперничество между различными производителями на рынке за наиболее выгодные условия производства реализации продукта.

Характерные черты основных моделей рынка.

Характерный признак

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая

олигополия

монополия

1.число фирм в отросли

очень много

много

несколько

одна

2.доля рынка

очень небольшая

небольшая

значительная

контролирует 100% продажи

3.тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного значения (взаимозаменяющая)

Одинаковые или различные изделия

Уникальный товар, не имеющий заменителей

4.возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких рамках

Большое влияние

максимальное

примеры

Рынки с/х продукции, товарные биржи, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг, товаров промышленного назначения

Металлургическая, автомобильная, бумажная промышленность бытовые приборы

Естественные газа, нефти, электро- энергоснабжения, ж/д и авиа перевозки, водные ресурсы отрасли

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Пути совершенствования финансового планирования на предприятии
Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие ведь привыкли исходить из того, что план есть антитеза рынку, а рынок плану. Между тем и зару ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image