Анализ использования производственной мощности предприятия"

После анализа обобщающих показателей эффективности использования основных средств более подробно изучается степень использования производственных мощностей предприятия, отдельных видов машин и оборудования.

Степень использования производственных мощностей характеризуется такими показателями, как:

общий коэффициент степени использования, определяемый делением фактического или планового объёма производства продукции на среднегодовую производственную мощность предприятия;

интенсивный коэффициент, определяемый делением среднесуточного выпуска продукции на среднесуточную производственную мощность;

экстенсивный коэффициент, определяемый делением фактического или планового фонда рабочего на расчётный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.

В конце XX века, когда в России осуществлялись экономические и политические преобразования, почти на всех отечественных предприятиях резко снизились объёмы производства продукции, так как отсутствовал платёжеспособный спрос на продукцию, сами предприятия испытывали недостаток собственных оборотных средств, финансовая система страны не могла решать в это время финансовые вопросы хозяйствующих субъектов. В таких условиях отпала необходимость рассчитывать и составлять баланс производственной мощности предприятия, так как степень использования производственной мощности была низкой, в этих условиях предприятия боролись за выживаемость.

В начале XXI века положение значительно улучшилось. Так, ОАО "Промприбор" стало расширять свои производственные мощности как за счёт капитального строительства и приобретения в последние годы нового оборудования, так и за счёт покупки обанкротившегося предприятия "Диск".

На территорию этого предприятия было перекинуто производство бензоколонок, а на высвободившихся площадях осуществляется освоение новой продукции и наращение объёмов производства той продукции, которая является более конкурентоспособной и пользуется спросом у потребителей.

Учитывая, что производственные площади недозагружены в настоящее время где-то, примерно, на 12%, во второй смене занято производством продукции только 15 % оборудования, что является, при наличии рабочих, потенциальной возможностью увеличения объёмов производства, можно произвести расчёт производственной мощности предприятия.

За счет увеличения коэффициента сменности производство продукции можно увеличить примерно на 40% ().

В 2009 г. объём товарной продукции ОАО "Промприбор" составил 677893 тыс. руб.

На основе представленной информации можно сделать вывод: ОАО "Промприбор" обладает производственными мощностями в следующем объёме:

677893ּ(100+12+40):100=1030000òûñ. ðóá.

Следовательно, степень использования производственной мощности предприятия в 2009 г. составила:

=0,658, или 65,8%.

Как видим, степень использования производственной мощности ОАО "Промприбор" является низкой. Представленный расчёт не является точным. Для более точного определения степени использования производственной мощности предприятия необходимо знать расчётный фонд времени, исходя из программы выпуска изделий и их трудоёмкости, а также фактический фонд рабочего времени. Этот показатель необходимо рассчитывать ежегодно, что даст возможность следить за его динамикой.

Руководству предприятия необходимо принять меры к повышению степени использования производственных мощностей, наметив для этого соответствующие мероприятия.

Публикации и заметки

Исследование деятельности ОАО Сибнефтепровод
Практика по технологии отраслевого производства является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций. Целью практики являетс ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image