Основные принципы и последовательность проведения анализа финансового состояния предприятия

Все эти методы используются для построения различных моделей, с помощью которых проводятся оценка и анализ финансового положения предприятий. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.1

Дескриптивные модели (модели описательного характера) являются основными для оценки финансового состояния предприятий. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, системы финансовых коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования будущего финансового состояния предприятия. Наиболее распространенными из них являются: построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Эти модели позволяют сравнивать фактическое финансовое положение предприятия с ожидаемым, с рассчитанным по бюджету или же с нормативными критериями, установленными законодательством. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Детализация самой процедуры методики анализа финансового состояния зависит от конкретных целей анализа, особенностей изучаемого предприятия, информационного, технического, кадрового обеспечения и многих других факторов. Тем не менее, большинство методических разработок всегда предполагает проведение анализа финансового состояния в два этапа:

1. экспресс-анализ (предварительный анализ) финансового положения;

2. детализированный (углубленный) анализ финансового положения.

Целью первого этапа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. На этой стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества и капитала, устанавливаются взаимосвязи между показателями.

В рамках второго этапа проводится более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в отчетном периоде, а также возможностей развития на перспективу. Он конкретизирует, расширяет и дополняет отдельные процедуры экспресс-анализа. Итогом этого этапа становится обоснованная оценка общего уровня финансового состояния предприятия с указанием факторов, повлиявших на это состояние.

Характеризуя финансовое положение предприятия по его основным параметрам, обычно начинают с анализа показателя финансовой устойчивости, как наиболее важной стороны финансового состояния, который затем дополняют показателями результативности функционирования. После этого необходимо установить взаимосвязь между показателями финансовой независимости, платежеспособности и эффективности работы предприятия с помощью различных факторных моделей, а также провести комплексную оценку финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Рассмотренные выше основные принципы, методы и стадии анализа применяются при характеристике финансового положения по всем его параметрам и в отношении всех типов предприятий. В следующих параграфах работы будут изложены конкретные методики анализа в разрезе каждого направления оценки финансового состояния отдельного предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и заметки

Рынок и его задачи
С тех пор, как более 200 лет назад великий экономист Адам Смит написал эти строки, большая часть мира познала эру невиданного процветания. Во многих индустриальных странах большинство людей сейчас может позволить купить себе куда больше, чем просто необходимые продукты питания, одежду ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image