Оценка и анализ финансовой независимости, платежеспособности, результативности финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная оценка финансового состояния

Предварительная оценка платежеспособности может быть произведена уже в ходе экспресс-анализа финансового состояния. Это можно сделать чисто визуально по данным баланса. Обнаружив, что у предприятия имеются средства на счетах и в кассе (сумма по строке 260), и сопоставив их величину с размером краткосрочной задолженности (итог VI раздела баланса), можно сделать вывод о том, что предприятие является скорее платежеспособным, чем нет. Так как денежные средства относятся к числу абсолютно ликвидных активов, то в нормальных условиях предприятие не должно испытывать никаких трудностей с привлечением их для погашения своих текущих долгов.

Для более объективной характеристики платежеспособности необходимо рассчитать определенную систему показателей, с помощью которой можно более обоснованно судить о способности предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам.

Для расчета этой системы показателей производят перегруппировку статей баланса по следующему принципу: статьи актива делятся на 4 группы по степени их ликвидности, статьи пассива - на столько же групп по степени срочности их погашения. В соответствии с такой группировкой хозяйственные средства предприятия и источники их формирования будут представлены в следующем виде:

· Немедленно реализуемые активы (А1) - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (сумма строк 260 и 250). При отнесении этих средств к первой группе активов обязательно следует проверять, действительно ли они являются абсолютно ликвидными. Если в составе денежных средств есть суммы, арестованные на счетах, или если в числе краткосрочных финансовых вложений оказались неликвидные вложения, то их нужно исключить из этой группы.

· Быстро реализуемые активы (А2) - краткосрочная дебиторская задолженность (статья 240) и прочие оборотные активы (статья 270). Однако из этой группы средств необходимо вычесть непогашенную в срок и (или) неподтвержденную должником дебиторскую задолженность, а также стоимость прочих оборотных активов, ликвидность которых может быть сомнительной. Кроме того, в данную группу активов следует дополнительно включить те денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, которые не обладают абсолютной ликвидностью, но вполне отвечают требованию быстрой реализуемости.

· Медленно реализуемые активы (А3) - запасы и затраты (сумма по статье 210). Но если в числе запасов предприятия найдутся чрезвычайно дефицитные товары, материалы, сырье и другие запасы, пользующиеся большим спросом на рынке, то их следует отнести к первой или второй группе активов. К какой именно - зависит от степени их ликвидности. С другой стороны, по строке 210 могут быть показаны, в том числе и залежалые запасы или другие средства, которые нельзя считать даже медленно реализуемыми активами. Такие средства, конечно, нужно исключить из третьей группы активов. Добавить в эту группу необходимо те денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы, которые не вошли в первые две группы активов и соответствуют условию медленной реализуемости.

· Трудно реализуемые активы (А4) - внеоборотные средства (итог I раздела баланса) и долгосрочная дебиторская задолженность (сумма по строке 230). Помимо этих средств в четвертую группу следует включить все активы, которые не вошли в предыдущие три группы. Однако, если в числе внеоборотных средств предприятия имеются очень ценные основные фонды или вложения, пользующиеся большим спросом на рынке, их надо отнести к одной из первых трех групп активов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации и заметки

Исследование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия торговли и пути их повышения
В условиях рыночной неопределенности показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия являются наиболее концентрированными показателями, определяющими степень безопасности вложения средств или налаживания делового сотрудничества, отражающих способность предприятия выполнять ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image