Типы организации взаимодействий экономических агентов

Сырой материал, прежде чем попасть к конечному потребителю в виде блага, где совершается его окончательное исчезновение в ходе процесса потребления, подвергается воздействию со стороны многих независимых товаропроизводителей. Каждый из них вносит свой вклад в процесс формирования блага и продвижения его к конечному потребителю. В результате в экономике наряду с конечными потребителями формируется разветвленная сеть предпринимательских структур (фирм), одновременно выступающих в роли продавцов и покупателей.

Взаимосвязи экономических агентов обслуживаются тремя основными типами координации: чисто рыночной, индустриальной и внутрифирменной или командно-административной.

Чисто рыночная координация, преимущественно обслуживает продвижение однородного, стандартизованного товара к большому количеству покупателей. Здесь главным регулятором выступает цена товара, которая часто складывается независимо от продавца или покупателя. Такие взаимосвязи характеризуется мимолетностью и нерегулярностью взаимодействий конкретного продавца и покупателя.

Поэтому, в случае присутствия нескольких или многих продавцов (или покупателей), покупателям (продавцам) практически безразлично с кем конкретно вступать во взаимодействие и они без значительных затрат могут менять контрагента. При таком характере взаимодействий оппортунистическое поведение продавца или покупателя может быть предотвращено посредством заключения контракта, а вероятность большого ущерба от такого поведения не достигает значительной величины.

Индустриальная координация обслуживает рыночные контакты. В основном она характерна для продвижения дифференцированных товаров, к которому покупатели, главным образом предприниматели, предъявляют вполне определенные требования по нескольким важным для них параметрам. Такие взаимодействия не могут регулироваться с использованием только ценового механизма координация. Качество и соответствие товара применяемой технологии, его конструкция, оформление, сроки и регулярность поставок и некоторые другие параметры становятся особо важными в случаях длительных контактов. Требуется периодическое согласование многих параметров, разработка механизма контроля и гарантии от оппортунистического поведения партнера.

Внутрифирменная, командно-административная координация в рамках рыночной системы хозяйства обслуживает длительные контакты владельцев производственных ресурсов (не надо путать с командно-административной системой хозяйства, которая была характерна для бывших социалистических государств и заменяла рынок). Она заключается в частичной уступке владельцами ресурсов прав по их использованию одному из экономических агентов в обмен на гарантии стабильного дохода. Таким образом, владельцы ресурсов теряют свою самостоятельность и выполняют команды и распоряжения этого экономического агента. В экономической теории его называют центральным агентом.

Центральный агент несет большую часть риска и ответственности за организацию эффективного использования ресурсов. Регулирование таких взаимодействий предусматривает разграничение и согласование прав и обязанностей владельцев ресурсов и центрального агента. Такие взаимодействия могут быть прекращены, если одна из сторон не выполняет своих обязанностей, или в случае появления у владельца ресурса более предпочтительный варианта его использования. Причиной использования той или иной формы координации являются преимущества, которые они имеют в размере затрат по осуществлению взаимодействий экономических агентов - величине т.н. трансакционных издержек. Трансакционные издержки включают затраты по сбору и обработке информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения прав и обязанностей контрагентов.

Рассмотренные типы координации обслуживаются специфическими типами контрактов. Используются три основных формы контракта - классический, неоклассический и отношенческий. Каждому типу контракта соответствует особый организационный механизм для оценки поведения участников, разрешения споров, адаптации к изменениям и т.д.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Занятость и безработица. Национальные программы занятости
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, столько несделанных дел, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить полную занятость? Как избежать безработицы? Эти вопросы имеют огромное значение для всего общества и каждого отдельного человека. От их решения ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image