Фирма как субъект рыночных взаимодействий

Влияние эффективности использования ресурсов на размер фирмы

С точки зрения дохода на единицу ресурса основными мотивами образования фирмы и факторами, влияющими на ее размер, являются:

использование преимуществ кооперации, т.н. синергического эффекта совместного использования ресурсов, принадлежащих различным экономическим субъектам;

минимизация издержек, возникающая в результате действия эффекта масштаба.

1 Синергический эффект

Фирма является эффективным институтом разделения труда и объединения ресурсов с целью обеспечения их трансформации в продукт. Ресурсы, которые использует и комбинирует фирма, могут быть подразделены на три группы:

Общие ресурсы. Их результативность мало зависит от того, какой именно владелец предоставил их фирме и с каким конкретно контрагентом фирма вступает во взаимодействие. Поэтому трансакционные издержки приобретения услуг данного вида ресурсов на рынке невысоки и в зависимости от обстоятельств фирма может легко переключаться с внутрифирменного потребления услуг данного ресурса на покупку услуг на рынке. Особенные, специфические ресурсы. Эти ресурсы приспособлены для выполнения операций, на которых специализируется фирма, в большей степени, чем для выполнения других видов работ. Поэтому доступность услуг данного ресурса на рынке ограничена и приобретение услуг данных ресурсов связано с высокими трансакционными издержками.

Интерспецифические ресурсы. Их результативное использование возможно только при выполнении работ, на которых специализируется фирма. Во всех других взаимодействиях их использование не дает сравнимого по величине эффекта. Поэтому покупка услуг данного вида ресурсов на рынке требует очень высоких трансакционных издержек.

Устойчивость фирмы и экономическая эффективность использования ресурсов обеспечивается оригинальной комбинацией общих, специфических и интерспецифических ресурсов. Комбинация ресурсов дает эффект больший, чем простая сумма предельных продуктов каждого из привлекаемых ресурсов. На единицу ресурса производится продукта больше, чем до кооперации. Данное явление носит название эффекта кооперации или синергетического эффекта. Объем привлечения каждого вида ресурсов возрастает, пока результативность использования ресурсов в рамках фирмы выше, чем в других фирмах или при покупке их услуг через рынок. Одновременно объединение ресурсов на основе внутрифирменной координации сохраняется до тех пор, пока обеспечивает каждому из владельцев ресурсов полезность, не меньшую, чем полезность дохода от продажи их услуг на рынке.

.2.2.2 Эффект масштаба

На размер фирмы влияет экономия от масштаба или сферы деятельности. Больший объем производства позволяют использовать более эффективные технологии и допускают большую специализацию работников. Удельные издержки снижаются. Экономии от масштаба возникает также в связи с экономией резервов. Фирма, обслуживающая несколько рынков сталкивается с меньшей неопределенностью, чем несколько отдельных фирм, обслуживающих эти рынки независимо, и, следовательно, может сэкономить на дорогостоящих инвестициях в пиковые мощности.

Экономия от масштаба способствует соединению видов деятельности. Соединение разных видов деятельности позволяет более эффективно использовать подразделения, обслуживающие производство: аудит, маркетинг, служба персонала, финансы, распределение, материальное обеспечение, исследования и разработки и т. д. Это сокращает удельные затраты на выполнение функций. Группировка структурных подразделений фирм по их функциям и использование экономии от масштаба распространилось в конце XIX в., когда крупные многофункциональные фирмы имели унитарную U-форму организации.

Формализованно экономия от масштаба или сферы деятельности может быть записана следующим образом:

где

qi - вектор производства продукции номенклатурной группы i-го вида: q = (q1, …, qm);

С(qi) - общие затраты на производство и продажу i-го вида номенклатурной группы продукции.

n - общее количество номенклатурных групп производимой и продаваемой продукции.

Экономия от масштаба имеет пределы, поэтому размеры фирмы остаются ограниченными. Предел размера фирмы порожден тем, что функции предельных и средних издержек начинают возрастать после достижения определенных объемов выпуска.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Инвестиционный проект по разработке и оказанию новой услуги предприятием и его экономическая оценка (на примере ООО ТД АВЕРС)
Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию в российской экономике, строительный рынок в России активно развивается (в течение двух последних лет его ежегодных прирост составлял около 18%). То же самое можно сказать и о рынке потолочных покрытий, так как архитекторы и дизайнеры считают потолочн ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image