Характеристики рынка
Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты обладают монопольной властью на рынке. Монопольная власть состоит в возможности продавца использовать законы рынка в своих интересах и обеспечивать себе контроль над ценами, или объемами продаж на рынке. В этот перечень могут входить другие характеристиками продукта. Например, качество товара, срок службы и т.д.
К указанным структурам рынка следует добавить рынок, где наблюдается монопольное положение предпринимателя в качестве покупателя. Образуется рынок, называемый монопсоническим. Особый вариант представляет рынок, на котором представлен один покупатель (монопсония) и один продавец (монополия) - т.н. двусторонняя монополия. В этом случае рыночное равновесие не имеет однозначности. Цена, объем прибыли контрагентов и объем торговли могут изменяться в широких пределах. Их величина зависит от сравнительной переговорной силы сторон.
Понятие конкуренции включает сознательную борьбу за влияние и контроль рынка. Для обозначения этой стороны конкуренции в литературе применяют термин «соперничество». Смысл соперничества - борьба за лидирующее положение. Соперничество осуществляется на ценовой и неценовой основе.
Табл.2. Характеристика рынков по интенсивности соперничества
Тип рынка |
Степень однородности товара |
Наличие соперничества |
Привлекательность входа на рынок и наличие барьеров |
Совершенная конкуренция |
Однороден |
Отсутствует |
Барьеры отсутствуют |
Монополисти-ческая конкуренция |
Дифференцирован |
Низкий уровень со стороны продавцов |
Привлекателен в краткосрочном периоде, барьеры легко преодолимы |
Олигополия |
Однороден или дифференцирован |
Острое со стороны продавцов |
Высокая привлекательность и сдерживаемый вход |
Монополия |
Однороден или дифференцирован |
Отсутствует со стороны продавцов |
Вход блокирован |
Монопсони-ческий |
Однороден или дифференцирован |
Отсутствует со стороны покупателей |
Вход блокирован |
Двусторонняя монополия |
Однороден или дифференцирован |
Отсутствует со стороны продавцов и покупателей |
Вход блокирован для продавцов и покупателей |
В соответствии с двойственностью содержания конкуренции на рынке возможны различные ситуации, распределяющиеся в диапазоне от активного соперничества предпринимателей в условиях отсутствия чистой конкуренции и до приближения к чистой конкуренции или монополии без соперничества.
Таким образом, на структуру рынка и силу соперничества оказывают влияние:
Публикации и заметки
Показатели возможной экономической эффективности инвестиций
Для Казахстана последнее десятилетие стало временем глубочайших потрясений
во всех сферах жизни. Страна оказалась на грани потери экономической
самостоятельности и независимости. Назревшие радикальные реформы, к сожалению,
проводились методом проб и ошибок, вследствие чего сопровождались значительн ...
Главное меню
- Воспроизводство общественных благ
- Оценка стоимости земельного участка
- Теория человеческий капитала
- Основные понятия экономической науки
- Теория отраслевых рынков
- Теория стоимости
- Полезная экономика
Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.
Теория отраслевых рынков
Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.
Экономика





