Характеристики рынка

Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты обладают монопольной властью на рынке. Монопольная власть состоит в возможности продавца использовать законы рынка в своих интересах и обеспечивать себе контроль над ценами, или объемами продаж на рынке. В этот перечень могут входить другие характеристиками продукта. Например, качество товара, срок службы и т.д.

К указанным структурам рынка следует добавить рынок, где наблюдается монопольное положение предпринимателя в качестве покупателя. Образуется рынок, называемый монопсоническим. Особый вариант представляет рынок, на котором представлен один покупатель (монопсония) и один продавец (монополия) - т.н. двусторонняя монополия. В этом случае рыночное равновесие не имеет однозначности. Цена, объем прибыли контрагентов и объем торговли могут изменяться в широких пределах. Их величина зависит от сравнительной переговорной силы сторон.

Понятие конкуренции включает сознательную борьбу за влияние и контроль рынка. Для обозначения этой стороны конкуренции в литературе применяют термин «соперничество». Смысл соперничества - борьба за лидирующее положение. Соперничество осуществляется на ценовой и неценовой основе.

Табл.2. Характеристика рынков по интенсивности соперничества

Тип рынка

Степень однородности товара

Наличие соперничества

Привлекательность входа на рынок и наличие барьеров

Совершенная конкуренция

Однороден

Отсутствует

Барьеры отсутствуют

Монополисти-ческая конкуренция

Дифференцирован

Низкий уровень со стороны продавцов

Привлекателен в краткосрочном периоде, барьеры легко преодолимы

Олигополия

Однороден или дифференцирован

Острое со стороны продавцов

Высокая привлекательность и сдерживаемый вход

Монополия

Однороден или дифференцирован

Отсутствует со стороны продавцов

Вход блокирован

Монопсони-ческий

Однороден или дифференцирован

Отсутствует со стороны покупателей

Вход блокирован

Двусторонняя монополия

Однороден или дифференцирован

Отсутствует со стороны продавцов и покупателей

Вход блокирован для продавцов и покупателей

В соответствии с двойственностью содержания конкуренции на рынке возможны различные ситуации, распределяющиеся в диапазоне от активного соперничества предпринимателей в условиях отсутствия чистой конкуренции и до приближения к чистой конкуренции или монополии без соперничества.

Таким образом, на структуру рынка и силу соперничества оказывают влияние:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Показатели возможной экономической эффективности инвестиций
Для Казахстана последнее десятилетие стало временем глубочайших потрясений во всех сферах жизни. Страна оказалась на грани потери экономической самостоятельности и независимости. Назревшие радикальные реформы, к сожалению, проводились методом проб и ошибок, вследствие чего сопровождались значительн ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image