Асимметричность информации и объем взаимодействий в условиях двусторонней монополии

Рассмотрим двух предпринимателей, во взаимодействии которых возникают взаимные монопольные эффекты. Предприниматель 1 является поставщиком, а предприниматель 2 - покупателем товара. Предприниматель 2 продает продукцию и конечным потребителям и является монополистом на этом рынке.

с - издержки

р - цена поставки

v - цена продажи

Весь объем обмениваемого товара примем за единицу (поставщик реализует план поставки в соответствие с договором). Цена товара для конечного потребителя составляет v, производственные затраты поставщика - с. Собственные затраты покупателя примем равными 0.

Общий выигрыш от торговли равен (v - с). При цене сделки р, излишек покупателя составит (v - р), излишек продавца - (р - с). В отсутствие торговли излишек равен нулю для обеих сторон.

В начале периода ex post стороны уточняют предварительные договоренности периода ex ante и определяют целесообразность взаимодействия, распределяют интегральный эффект от сделки. Если взаимное соглашение сторонами не достигается, то взаимодействие не осуществляется.

В случае доступности и симметричности информации v и с известны обеим сторонам до совершения сделки. Торговля состоится, если v > с. Стороны договорятся о торговле по цене р из интервала (с, v) в зависимости от соотношения их переговорной силы, так как такое решение для обеих сторон предпочтительнее отсутствия торговли.

Неполнота и асимметричность информации кардинально меняют ситуацию. Эффективный объем торговли может быть не достигнут из-за проблемы установления цены поставок р. Обе стороны хотели бы присвоить выигрыш от торговли - (р - с) и (v - р). Для получения большей доли при асимметричности информации им приходится идти на риск отказа от торговли. Притязания одной из сторон легко могут стать неприемлемыми для другой.

Примем следующие допущения:

- Величина затрат с известна обеим сторонам, но цена v известна только покупателю. Однако поставщик для принятия решения собирает собственную информацию о предполагаемой величине v. Таким образом, цена товара для конечного потребителя представляется ему кумулятивным вероятностным распределением F(v) с плотностью f(v) > 0 на интервале [v, ] (при F(v) = 0 и F() = 1).

Предположения продавца предусматривают положительную вероятность наличия выигрыша от торговли (т. е. > с), но эта вероятность меньше единицы (т. е. v < с). В этом случае вероятность торговли равна (1 - F(p)).

Преимущество в переговорной силе в период ex post находится на стороне поставщика и он решает какую цену р назначать. Покупатель может только принять или отклонить цену р. (Покупатель соглашается, если v > р).

Модель.

Ожидаемая прибыль поставщика составит: П = (р - с)[1 - F(p)].

Максимизация по цене р дает: [1 - F(p)] = (р - с) f(р)

Предлагаемая цена превышает удельные издержки р > с. (Увеличение цены от р до p+dp приносит дополнительную прибыль dp с вероятностью 1 - F(p) и приводит к потере торговли и чистой прибыли р - с с вероятностью f(p)dp.)

Таким образом, торговля (т.е. назначение цены р меньшей v) зависит от характера распределения вероятностей ожидаемой величины цены v в оценках информации поставщиком (предпринимателем 1). Если эти оценки завышены или распределение вероятностей смещено в сторону высокой цены v, то многие взаимодействия в экономике не произойдут вследствие завышенных претензий поставщика. Это выразится в снижении уровня деловой активности.

Замечание. Возможность и интенсивность взаимодействий зависят от распределения переговорной силы сторон. Если бы право назначать цену р было предоставлено информированной стороне, то вероятность торговли существенно повысится. Следовательно распределение переговорной силы создает или подавляет эффективность взаимодействий партнеров.

Неэффективный объем торговли затрагивает особенные инвестиции. Если объем торговли мал, поставщик и покупатель не имеют стимула для особенных инвестиций вследствие вероятности их недоиспользования по сравнению с оптимальными условиями.

Публикации и заметки

Автоматизация производства – основные задачи, принципы разработки и пути совершенствования
В современных условиях процесс производства становится все более сложным, с каждым днем предъявляя все больше требований к технике, ее наличию на предприятиях и другим моментам, существенно ускоряющим производственную деятельность. Недостаточные возможности человеческих ресурсов, их низкая ско ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image