Вертикальный контроль (реализация властных преимуществ)

Одна из взаимодействующих сторон может обеспечить принятие совместно оптимального решения другой стороной путем «продажи» ей выигрыша от взаимодействия. В этом случае она получает ожидаемый выигрыш независимо от его фактической величины.

Другая сторона имеет стимул для выбора действия, которое максимизирует ожидаемую величину выигрыша от взаимодействия, так как она составляет его ожидаемый доход. Этот предприниматель становится претендентом на остаток. Он принимает на себя весь риск. Это его вполне устраивает, поскольку он относится к нему нейтрально.

Модель франчайзинга. Прибыль, равную по величине максимальной прибыли интегрированной структуры, в случае взаимодействия двух монополий может быть получена, когда предприниматель 1 использует двухставочный тариф,

T(q) = А + pq.

(Т - выручка от реализации продукции предпринимателю 2 за период времени; q - объем реализации продукции за период времени; р - текущая цена единицы продукции; А - единовременный трансферт от предпринимателя 2 к предпринимателю 1 (плата за франшизу).

Для максимизации прибыли предпринимателю 1 необходимо установить текущую цену р = с. Предприниматель 2 выберет цену для конечного потребителя vm, максимизируя [(v - c)D(v) - A]. Это решение обеспечивает получение общей прибыли (По) от сделки равной прибыли интегрированной структуры

(Пи). По = Пи = [(v - c)D(v). Внешний эффект отсутствует.

Предприниматель 1 получает прибыль: П1 = А

Предприниматель 2 получает прибыль П2 = По - А

Предприниматель 1 может присвоить всю прибыль установив плату за франшизу, равную прибыли вертикальной структуры А = По

Предприниматель 2 является претендентом на остаток. Такую ситуацию можно рассматривать как продажу вертикальной структуры по цене А последующей фирме-монополисту, который является, получателем прибыли.

Двухставочный тариф решает проблемы внешних эффектов в стимулировании сбыта и выборе объема потребляемых ресурсов.

Недостатки франшизы. Предприниматель 2, являясь претендентом на остаточную прибыль, принимает риск хозяйственной деятельности на себя. Если он не склонен к риску или его издержки или конечный спрос не определены, риск становится чрезмерно высоким. В этом случае необходимо сокращение платы за франшизу и повышение цены р сверх издержек с.

Если предприниматель 2 до подписания контракта обладает информацией о затратах розничной торговли или о конечном спросе, которой нет у предпринимателя 1, последнему становится неизвестной прибыль предпринимателя 2. В таких условиях сложно установить такую плату за франшизу, чтобы присвоить прибыль предпринимателя 2. Предприниматель 1 разрабатывать и использовать методы контроля.

В-третьих, когда существуют несколько розничных торговцев, ни один из них не является «претендентом на остаток» в вертикальной структуре, если он покупает ресурс по предельным затратам. Одной только платы за франшизу не достаточно, чтобы получить вертикально интегрированную прибыль.

Поддержание перепродажной цены

Предприниматель 1 может продавать товар по цене p = vm и вынуждать предпринимателя 2 устанавливать именно эту цену для конечного потребителя. Для этого в контракте устанавливается ограничение выбора цены для конечного потребителя.

В таком случае предприниматель 2 получает нулевую прибыль, а совокупная прибыль вертикальной структуры (которая аккумулируется у предпринимателя 1) составит По = Пи.

Как и система франшизы, поддержание перепродажной цены не является эффективным в условиях неопределенности. Предприниматель 2 несет весь риск хозяйственной деятельности. Если он не склонен к риску и сталкивается с неопределенностью затрат розничной торговли; он не может включить колебания своих затрат в конечную цену.

Ограничения долгосрочных отношений

Наиболее важным ограничением долгосрочных отношений является наличие благоприятных внешних возможностей. Кратковременные отношения могут стать более выгодными для стороны, если она имеет информацию о появлении благоприятных альтернативных возможностей в будущем. Поэтому долгосрочные контракты должны предполагать оптимальный выбор между гибкостью и предотвращением оппортунизма. В противном случае принуждение сторон к долгосрочным контактам посредством введения высоких штрафов за их нарушения может им повредить в случаях появления возможностей более выгодных контактов с другими предпринимателями или исчезновения выгоды от торговли для одной из сторон. Долгосрочные отношения способствуют сговору персонала фирм, обмену одолжениями. Подобный сговор создает неэффективность. Для борьбы с ним требуется перемещение персонала, смена время от времени поставщиков или покупателей.

Публикации и заметки

Факторинг - эффективный инструмент финансирования
Стабильная работа предприятия, прежде всего, зависит от постоянства денежных потоков. В то же время даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего де ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image