Инфляция

Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В истории мировой экономики отмечались два случая скачкообразного роста цен, связанных с падением стоимости благородных металлов.

После открытия Америки в европейские страны стало поступать много золота и особенно серебра из Мексики и Перу. За 50 лет с начала XVI века производство серебра возросло более чем в 60 раз. Это вызвало повышение товарных цен к концу века в 2,5-4 раза.

После того как в конце 40-х годов XIX века началась разработка калифорнийских (а затем и австралийских) золотых рудников. Добыча золота при этом возросла более чем в 6 раз, а цены на 25-50 %. Инфляция этого вида наблюдалась по всему миру. С повышением цен в результате прилива больших масс золота и серебра непосредственно связано возникновение количественной теории денег, согласно которой увеличение количества денег в обращении выступает причиной роста цен. В действительности же рост денежной массы отражает снижение стоимости благородных металлов, так как при этом стоимость товаров выражается в большем количестве золота или серебра.

С отказом от золотого стандарта в 1971-1976 годах при реорганизации Бреттон-Вудской системы инфляция стала вполне естественным явлением.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Инфляция - комплексная социально-экономическая категория, характеристика которой предполагает исследование ее трех основных аспектов:

• инфляция как проявление обесценения денежной массы (как финансовый индикатор);

• инфляция как измеритель снижения покупательной способности доходов населения (как индикатор жизненного уровня населения);

• инфляция как измеритель роста цен (как макроэкономический индикатор).

С точки зрения статистического наблюдения за инфляцией в Кыргызстане наиболее предпочтительным направлением ее изучения является третий вариант, поскольку основным проявлением инфляции в нашей стране стало именно повышение цен. С точки зрения инфляционных процессов на потребительском рынке также наиболее изученным является ее проявление в изменении цен на потребительские товары (включая услуги).

Инфляционные процессы, органически связанные с ростом цен, являются основными причинами роста этих цен, поэтому в статистической науке понятия "инфляция" и "рост цен" практически синонимичны, уровень инфляции рассматривается как измеритель динамики цен. Однако, будучи сложной экономической категорией, инфляция несет в себе информацию не только о темпах роста цен, но и о характеристике общей экономической ситуации, об обесценении денежной массы и эмиссии денег, изменении реальных доходов населения, их покупательной способности (и как следствие, изменения поляризации доходов населения и уровня жизни в целом), о рентабельности производства и изменении структуры потребления, позволяет выполнять межтерриториальные сравнения.

Являясь одним из основных макроэкономических процессов, инфляция влечет за собой определенные социальные и экономические последствия. Прямым последствием инфляции является повышение цен: потребительских, оптовых, внешнеторговых и других. Однако более важными с общественной точки зрения являются социальные последствия инфляции, в частности, изменение и перераспределение доходов населения. При относительно стабильном уровне цен номинальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом налогов и обязательных платежей) равны реальным доходам. При этом номинальный доход показывает, каким количеством денежных средств в пересчете на национальную валюту располагает потребитель, а реальный доход - какое количество товаров можно купить на эту сумму. С появлением инфляции покупательная способность прежнего уровня номинальных доходов снижается, поскольку повышаются цены на товары. Аналогично происходит повышение реальных доходов в случае "дефляции" (снижения цен).

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Формирование рынка ценных бумаг в Украине
Актуальность данной темы для переходной экономики Украины достаточно велико. Переход Украины от централизованной плановой экономики к рыночной вызывает лавинообразное изменение отношений собственности, меняет структуры и механизм функционирования многих хозяйствующих субъектов. В результат ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image