ИПЦ как основной показатель уровня инфляции

Как было отмечено ранее, наиболее распространенным показателем измерения инфляции является индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени и пространстве общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

Расчет производится ежемесячно и нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на предприятиях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Кыргызской Республике. Программа расчета индекса потребительских цен составлена в соответствии с международными стандартами с учетом особенностей развития экономики республики. Рассчитывается индекс по формуле Ласпейреса по отдельным регионам и в целом по республике по 12 основным группам и 342 товарам (услугам) - представителям потребительских расходов и публикуется не позднее 15-го числа.

С2003г. Агрегирование статистической информации осуществляется с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Индекс охватывает все население республики и использует в настоящее время удельные веса потребительских расходов предыдущего года. Регистрируются покупные цены в 7 областных центрах и столице республики. Круг отчетных единиц выборочный, охват выборки составляет 1496 предприятий торговли и сферы обслуживания. В течение месяца регистрируются более 45 тыс. котировок цен.

Статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке включает в себя следующие этапы работы

:

отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;

отбор населенных пунктов, на которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;

отбор товаров (услуг) -

представителей;

регистрация цен и тарифов;

формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;

расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

расчет индекса потребительских цен;

подготовка ценовой информации для стоимостной оценки минимального потребительского бюджета;

Индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Кыргызской Республики выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Он разрабатывается Нацстаткомом Кыргызской Республики с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Набор остается неизменным в течение определенного времени (в мировой практике - не менее 2-3 лет). При необходимости набор может пересматриваться и дополняться новыми товарами и услугами.

Регистраторами цен по каждой укрупненной позиции товаров и услуг отбираются конкретные их виды, на каждый из которых составляется спецификация, детально раскрывающая разнообразие и размер продуктов.

Регистрация потребительских цен и тарифов производится на недельной

основе. Основным условием сбора данных на определенный вид товара (услуги) на конкретном предприятии является фиксирование цены на него в те же числа месяца, что и в предыдущем периоде. Отслеживание цен по продовольственным товарам производится еженедельно. Цены на товары длительного пользования фиксируют 1-2 раза в месяц.

Первичная информация о ценах, полученная регистратором в каждом наблюдаемом населенном пункте, в каждой торговой точке, является базовой для всех индексных расчетов. На предприятиях торговли, сферы услуг, рынках и уличной торговле регистрации подлежит фактическая (розничная) цена (тариф) товара (услуги), имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемая наличными деньгами.

В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары. На каждый товар (услугу) - представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, водоснабжение, муниципальный городской транспорт, нотариальные услуги и т.п.), на которые действуют единые тарифы.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Процесс глобализации международной экономики не обходит стороной и Украину, которая постепенно занимает своё место в системе нового международного экономического порядка. Особенностью международных экономических отношений является то, что их основными субъектами выступают предприятия как ключе ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image