ИПЦ как основной показатель уровня инфляции

Как было отмечено ранее, наиболее распространенным показателем измерения инфляции является индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени и пространстве общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

Расчет производится ежемесячно и нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на предприятиях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Кыргызской Республике. Программа расчета индекса потребительских цен составлена в соответствии с международными стандартами с учетом особенностей развития экономики республики. Рассчитывается индекс по формуле Ласпейреса по отдельным регионам и в целом по республике по 12 основным группам и 342 товарам (услугам) - представителям потребительских расходов и публикуется не позднее 15-го числа.

С2003г. Агрегирование статистической информации осуществляется с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Индекс охватывает все население республики и использует в настоящее время удельные веса потребительских расходов предыдущего года. Регистрируются покупные цены в 7 областных центрах и столице республики. Круг отчетных единиц выборочный, охват выборки составляет 1496 предприятий торговли и сферы обслуживания. В течение месяца регистрируются более 45 тыс. котировок цен.

Статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке включает в себя следующие этапы работы

:

отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;

отбор населенных пунктов, на которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;

отбор товаров (услуг) -

представителей;

регистрация цен и тарифов;

формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;

расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

расчет индекса потребительских цен;

подготовка ценовой информации для стоимостной оценки минимального потребительского бюджета;

Индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Кыргызской Республики выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Он разрабатывается Нацстаткомом Кыргызской Республики с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Набор остается неизменным в течение определенного времени (в мировой практике - не менее 2-3 лет). При необходимости набор может пересматриваться и дополняться новыми товарами и услугами.

Регистраторами цен по каждой укрупненной позиции товаров и услуг отбираются конкретные их виды, на каждый из которых составляется спецификация, детально раскрывающая разнообразие и размер продуктов.

Регистрация потребительских цен и тарифов производится на недельной

основе. Основным условием сбора данных на определенный вид товара (услуги) на конкретном предприятии является фиксирование цены на него в те же числа месяца, что и в предыдущем периоде. Отслеживание цен по продовольственным товарам производится еженедельно. Цены на товары длительного пользования фиксируют 1-2 раза в месяц.

Первичная информация о ценах, полученная регистратором в каждом наблюдаемом населенном пункте, в каждой торговой точке, является базовой для всех индексных расчетов. На предприятиях торговли, сферы услуг, рынках и уличной торговле регистрации подлежит фактическая (розничная) цена (тариф) товара (услуги), имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемая наличными деньгами.

В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары. На каждый товар (услугу) - представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, водоснабжение, муниципальный городской транспорт, нотариальные услуги и т.п.), на которые действуют единые тарифы.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Занятость и безработица. Национальные программы занятости
Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, столько несделанных дел, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить полную занятость? Как избежать безработицы? Эти вопросы имеют огромное значение для всего общества и каждого отдельного человека. От их решения ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image