Этапы расчета индекса потребительских цен

Наивысшего уровня уровень ИПЦ достигает в июне 2008 года.

Динамика общего уровня цен определялась динамикой цен на продукты питания ввиду их высокой доли в потребительских расходах. Цены производителей сельскохозяйственной продукции возросли в 2008 году относительно соответствующего периода в 2007 году, главным образом из-за засухи, повлекшей за собой неурожаи. Это привело к удорожанию хлеба (54,5 %). Наблюдалось удорожание картофеля (11,24 %), мяса (14,2 %): говядина (18,5%), баранина (14,25%). В 2009 году эти показатели снизились. Так, с начала 2009 года цены на мясную продукцию возросли на 4 %. Это связано с тем, что в 2009 году производители смогли обеспечить продукцией более 85 % потребления, что снизило риск негативного влияния внешних факторов.

В связи с нестабильной ситуацией на рынке сахара России и Казахстана, а также из-за отсутствия производства отечественного сахара, прирост цен на данный продукт составил в 2008 году 11,5 процентов.

Повышение цен наблюдалось также и на молочную продукцию. Цены на молоко возросли на 30 %, сметану - на 34,3 %.

Индекс на непродовольственные товары продолжил тенденцию роста. В годовом исчислении прирост цен на непродовольственные товары составил 16%. Годовой прирост цен на непродовольственные товары сложился, в основном, за счет роста цен на предметы для домашнего обихода, на одежду и обувь. Основным фактором, повлиявшим на рост цен, стало повышение цен на горюче-смазочные материалы. Так, цена на бензин (за 1000 л) выросла на 11,44%, на дизельное топливо (за 1000 л) - на 39,9 %, а на мазут прирост составил примерно 47 %.

Индекс цен на платные услуги в 2008 году вырос на 34,4 %. Наблюдался рост цен за жилищные услуги. Основным фактором сложившейся динамики на данную товарную группу стало повышение цен на электроэнергию (17,9 %), отопление за 1 Гкал (23.8%), газ сетевой за месяц (54,3%).

Стоимость транспортных услуг также возросла. Так, плата за городской автобус возросла в среднем на 49,8 %, за пригородный автобус на 9.7 %, а междугородние автобусы на 22,08 %.

Основной вклад внес рост цен на услуги образования и на услуги общественного транспорта. Также существенный рост наблюдался на услуги ресторанов и гостиниц. Цена на суточное проживание в гостинице повысилось на 225,2 %.

Однако используемый показатель уровня инфляции - динамика индекса потребительских цен, является несовершенным показателем тренда инфляции. Это связано с тем, что на инфляционные процессы существенное влияют факторы, имеющий кратковременный, сезонный характер.

Базовая инфляция определяется как тренд инфляции, исключающий кратковременные, сезонные, структурные изменения цен. То есть из расчета показателя инфляции исключается прирост цен на товары. Обусловленный сезонными или внешними факторами такими, как плохой урожай, ценовой шок на рынке ГСМ, административное изменение тарифов на газ и электроэнергию и др.

На данной диаграмме отражена динамика базовой инфляции., рассчитанная методом исключений.

Динамика базовой инфляции

Метод подразумевает исключение из ИПЦ определенных категорий ли целой группы товаров и услуг, цены которых высоко чувствительны к шокам. Традиционно к таким товарам относят некоторые продовольственные товары, энергоносители, услуги, тарифы по которым административно устанавливаются правительством.

Базовая инфляция 1 исключает следующие виды товаров: хлебобулочные изделия и крупы, масла и жиры, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.

Базовая инфляция 2 - исключаются следующие виды товаров: мясо, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.

Базовая инфляция 3 - исключаются следующие виды товаров: хлебобулочные изделия и крупы, молочные изделия, фрукты и овощи, газ, материалы для ремонта и строительства.

Базовая инфляция 4 - исключаются полностью продовольственные товары, электроэнергия, газ, другие виды топлива.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации и заметки

Инвестиционный проект по разработке и оказанию новой услуги предприятием и его экономическая оценка (на примере ООО ТД АВЕРС)
Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию в российской экономике, строительный рынок в России активно развивается (в течение двух последних лет его ежегодных прирост составлял около 18%). То же самое можно сказать и о рынке потолочных покрытий, так как архитекторы и дизайнеры считают потолочн ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image