Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и

Неопределенность является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Отношения предприятия с внешней средой динамичны. Для внешней среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи возникают с момента государственной регистрации, поскольку каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Горизонтальные связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, деловыми партнерами и конкурентами.

Схематично связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде представлены на рисунке 1 [5, с. 20].

Рисунок 1. Связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде

Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

На каждом уровне действуют свои факторы, оказывающие влияние

на субъект хозяйствования. Так, на макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические и политические факторы.

На микроуровне на хозяйственную деятельность воздействуют такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

В соответствии со спецификой влияния на функционирование субъектов хозяйствования выделяют факторы прямого и косвенного воздействия (рисунок 2) [12, с. 22].

- факторы прямого воздействия

факторы косвенного воздействия

Рисунок 2. Основные факторы внешней среды предприятия

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на хозяйственную деятельность и охватывают следующие элементы:

государство;

поставщиков материальных и финансовых ресурсов;

рынок труда;

правовое пространство (законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в экономической среде);

потребителей;

конкурентов;

общественные структуры (экологические организации, профессиональные союзы и т.д.) [4, с. 18].

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования. Их укрупненно группируют следующим образом:

ситуационные (отражающие экономическую ситуацию в стране, мире, особенности межгосударственных отношений и др.);

инновационные (формирующие потенциал для ускоренного развития субъекта хозяйствования, отрасли, страны и генерируемые научно-техническим прогрессом);

социокультурные (включающие комплекс жизненных ценностей, традиций и обычаев, принятых в стране);

политические (отражающие политику административных органов государства по отношению к хозяйствующим субъектам, устанавливающие стандарты на уровень безопасности продукции, по экологии и т.д.) [12, с. 23].

Невозможно перечислить все элементы внешней среды. К основным из них относятся:

экономическая среда - инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

политическая обстановка - изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

юридическая среда - изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

технологическая среда - новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Исследование и оценка финансового состояния ООО ТНК-Строй
Актуальность темы заключается в том, что финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т. е платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хоз ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image