Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и

социально-культурная среда - появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

природно-климатическая, географическая обстановка - хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

демографическая ситуация - миграция населения, измене­ния и показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса [3, с. 40].

Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъекта хозяйствования или его внутренней среды.

Внутренняя среда представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяйствования, позволяющих ему эффективно реализовать цели своей деятельности. Элементами внутренней среды являются:

организационная структура;

структура функциональных обязанностей;

структура обмена услугами;

информационная структура;

ресурсно-технологическая структура;

структура трудовых ресурсов;

организационная культура, понимаемая как совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта [12, с. 24].

Достичь поставленных перед предпринимателем целей можно за счет многих внутренних факторов. Однако внутренняя среда, ориентированная на достижение целей функционирования субъекта хозяйствования, требует вычленения задач, под которыми понимается комплекс работ, которые должны быть выполнены разработанными способами и в установленный регламентом срок.

В условиях рынка особое внимание придается такому свойству внутренней среды, как адаптивность, предполагающую возможность быстрой реорганизации системы управления. Для измерения адаптивности используют косвенные показатели:

время с момента повышения цен поставщиками или увеличения темпов инфляции до момента повышения цен на продукцию субъекта хозяйствования;

время освоения новой продукции или технологии по сравнению с основными конкурентами;

время подготовки документов, необходимых для оценки платежеспособности и кредитоспособности и т.д.

Формируя внутреннюю среду, адаптивную к внешним ситуационным изменениям, хозяйствующие субъекты сталкиваются с рядом проблем, вызываемых сложностью экономических процессов, протекающих в национальной экономике. Так, достаточно широко распространена, особенно среди крупных предприятий, проблема, заключающаяся в том, что в их внутреннюю среду включены раз­витые службы вспомогательного производства, а также объекты социальной сферы. Например, практически на каждом крупном предприятии имеются отдел капитального строительства, собственные котельные, энергетические цеха, детские сады и т.д., требующие отвлечения средств на их содержание. Это оказывает отрицательное воздействие на платежеспособность предприятия и устойчивость его функционирования.

Наличие собственной базы вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств было необходимо в условиях плановой экономики при низком уровне развития рыночных элементов. В то же время становление и укрепление рыночных отношений, появление на рынке новых предприятий, способных качественно выполнить аналогичные работы с меньшими издержками, приводят к тому, что необходимость содержания подобных служб отпадает.

Факторы внутренней и внешней среды взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражает степень, с которой изменение одного фактора вызывает немедленное воздействие на характер проявления другого фактора. Поскольку одной из значимых характеристик, определяющих стратегию и тактику субъекта хозяйствования, является его зависимость от внешней среды, то определение и ранжирование данных факторов становятся важной составляющей в механизме принятия управленческих решений. Например, внедрение новой автоматизированной технологии может обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, чтобы предприятие могло освоить новую технологию, требуется подобрать персонал с определенными навыками и опытом работы и данной сфере, пересмотреть организационные связи внутри предприятии и функциональное распределение обязанностей в соответствующих подразделениях [12, с. 26].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредита
Когда продавец позволяет покупателю отложить оплату уже полученных товаров или услуг, мы говорим, что он предоставляет ему коммерческий (торговый) кредит (trade credit). В балансе покупателя в разделе “Пассивы” он отражается как кредиторская задолженность, а в балансе продавца в разделе “Активы” — ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image