Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности

В поиске путей регулирования трансакционных издержек нужно исходить не только из возможностей сокращения их по элементам (это более подходит для их регулирования на микро-уровне), но и из общего институционального контекста, то есть системы институтов, которые определяют границы, уровни, режимы, правила организации взаимодействия субъектов. Здесь необходимо выявить - какие из существующих институтов реально способствуют генерации неэффективных трансакционных издержек, какими способами и в каком направлении эти издержки следует сокращать, какие новые институты должны быть «выращены» или импортированы и встроены в существующую институциональную среду для достижения эффективных трансакционных издержек.

Регулирование трансакционных издержек в экономической деятельности между тремя основными хозяйствующими субъектами - государством, фирмами (бизнес - структурами) и домохозяйствами должно проводиться с учетом специфики формирования институциональной среды, будь то институциональное проектирование, либо импорт институтов. В этом случае институциональная среда выступает в качестве некоторых институциональных рамок, регулируя деятельность институциональных субъектов, придавая их взаимодействиям конкретную направленность, специфицирует их функциональность и регулирует взаимосвязи между субъектами в сторону повышения их результативности [6, с. 55].

В качестве институтов, выступающих в качестве институциональных рамок и регулирующих трансакционных издержек, выделяют следующие:

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между государством и бизнесом, - механизм частно-государственного партнерства;

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между фирмами, - интеграция хозяйствующих субъектов (создание холдингов, кластеров, сетевых структур);

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между домохозяйствами, фирмами и государством, - развитие IT-технологий и интерактивных форм взаимодействия (электронная торговля, интернет-банкинг, электронное правительство) [2, с. 72].

Именно эти институты тесно связаны между собой и комплементарны в воздействии на трансакционные издержки, могут регулировать их как комплексно, в целом, так и по отдельным элементам, но и они пока недостаточно развиты в российской экономике при наличии благоприятного для этого потенциала. При наличии множества трансакций и трансакционных издержек в конкретной институциональной среде весь потенциал их регулирования не исчерпывается.

Издержки влияния включают в себя затраты получения необходимой информации экономическими агентами и государством для их эффективного взаимодействия. При этом издержки влияния разделяются на постоянные и переменные. Постоянные трансакционные издержки государственного регулирования являются частью расходов на государственный контроль, и они составляют часть государственного бюджета. Переменные трансакционные издержки на государственный контроль можно учесть, подсчитав время, потраченное на поиск и доведение информации до экономических агентов, принятие решения на основе полученных данных, заключение и проверку контрактов. Трансакционные издержки экономических агентов включают издержки недостаточной осведомленности, издержки на создание или потерю репутации. Величина издержек недостаточной осведомленности может быть определена с помощью учета ситуации до и после выполнения обязательств, но недостаток такой методики заключается в ее субъективном характере. Издержки на заключение, проверку, обновление контрактов и издержки на ведение переговоров для экономических агентов вычисляются аналогично переменным трансакционным издержкам на государственный контроль [13, с. 329].

Для эффективного контроля рынка государство нуждается в информации относительно действий экономических агентов. В свою очередь, выполнение всех норм и правил (административные барьеры) вызывает затраты экономических агентов (ограничивает их в принятии решений, которые были бы выгодны только им). Однако необходимо отметить, что полная отмена государственного регулирования может увеличить риск дальнейшего усугубления ситуации на рынке. Поэтому одним из ограничивающих условий любой политики по снижению административных барьеров, как средства увеличения общего положительного влияния на экономику, должно быть обеспечение взаимосвязи между учетом затрат на выполнение норм и правил и более широким государственным регулированием [2, с. 71].

Прямое влияние государственного регулирования приводит к снижению общих издержек экономических агентов и государства. Косвенное влияние обеспечивает формирование эффективной конкурентной среды и получение социально-экономического эффекта. В качестве основной цели государственного регулирования можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества. При этом следует учитывать, что государственное регулирование воздействия на экономику включает как прямые, директивные методы воздействия на регулируемые отношения, так и косвенные методы воздействия. Исходя из этого, возможные результаты государственного регулирования можно оценивать количественно через снижение величины трансакционных издержек. Кроме того, цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию экономических функций государства: выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. [13, с. 330].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Экономический рост и фискальная политика государства
Характер и динамика экономического развития страны яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни стран ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image