Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах [2, с. 74].

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг [6, с. 61].

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других. Монетарные факторы эффективной экономической политики. В связи со значением кредитной и валютной составляющих монетарной политики в рамках монетарных инструментов экономического регулирования должен быть выбран оптимальный вариант сочетания кредитной (процентной) и валютной (курсовой) политики. Возможны 9 вариантов, т.к. каждое направление имеет три решения. Для процентной политики - жесткое, мягкое и нейтральное. Для курсовой политики это сильное, слабое и нейтральное состояние валютного курса (национальная валюта существенно переоценена, существенно недооценена, курс примерно соответствует соотношению средневзвешенной покупательной способности национальной и иностранной валюты по товарам внешнеторгового ассортимента). Очевидно, что каждое сочетание будет иметь свое собственное влияние на основные параметры функционирования экономики. Отнесем к такого рода параметрам производство, индивидуальное потребление, цены, сбережения, инвестиции, экспорт, импорт, и сольдо по операциям, связанным с движением капитала. Результаты проведенного качественного анализа влияния факторов монетарной политики на экономические параметры представлены в таблице 2. В таблице 2 приняты следующие обозначения: 0 - влияние отсутствует либо является пренебрежимо малым на фоне действия других факторов, 0,5 - умеренное влияние, 1,0 - сильное влияние. “+”, “-“ - характер влияния (рост либо снижение соответствующего параметра, для миграции капитала “плюс” означает приток, “минус” - отток) [13, с. 335].

Как следует из таблицы, стратегия экономического роста по факторам монетарной политики реализуется только в двух сочетаниях (комбинации Б и Г) из четырех проведенных. По существу комбинация Б является отражением экономических реалий, которые применительно к курсовой политике имеют скорее остаточный характер, поскольку курс с учетом роста цен приближается к нейтральному значению. В комбинации Г, усматриваются две проблемы: потенциальный рост цен и снижение сбережений. Отсюда вполне возможным представляется вариант, находящийся за рамками таблицы и предусматривающий сочетание нормальной процентной и слабой курсовой политики. Общий результат именно такого сочетания можно признать вполне удовлетворительным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Инвестиционный проект по разработке и оказанию новой услуги предприятием и его экономическая оценка (на примере ООО ТД АВЕРС)
Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию в российской экономике, строительный рынок в России активно развивается (в течение двух последних лет его ежегодных прирост составлял около 18%). То же самое можно сказать и о рынке потолочных покрытий, так как архитекторы и дизайнеры считают потолочн ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image