Экономический механизм образования кризисного состояния предприятия и его государственное регулирование

Механизм возникновения кризисного состояния представляет собой цепь последовательных экономических явлений и «запускается» факторами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием последних начинается процесс следования одного за другим в определённой последовательности взаимосвязанных экономических явлений, в конце цепочки которых наступает завершающее явление - кризисное состояние [4, с. 41].

Выделяют внутренние и внешние факторы, приводящие предприятие к кризису. К внешним факторам относятся:

общеэкономические факторы: спад объёма национального дохода, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность налоговой системы, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы;

рыночные факторы: снижение ёмкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, снижение активности фондового рынка, нестабильность валютного рынка;

прочие факторы: политическая нестабильность, негативные демографические тенденции, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы включают:

операционные факторы: неэффективный маркетинг, неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек), низкий уровень использования основных средств, высокий размер страховых и сезонных запасов, недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции, неэффективный производственный маркетинг;

инвестиционные факторы: неэффективный фондовый портфель, высокая продолжительность строительно-монтажных работ, существенный перерасход инвестиционных ресурсов, недостижение запланированных объёмов прибыли по реализованным реальным проектам, неэффективный инвестиционный менеджмент;

финансовые факторы: неэффективная финансовая стратегия, неэффективная структура активов, чрезмерная доля заемного капитала, высокая стоимость капитала, и др.

Причинами банкротства многих российских организаций являются не столько недостатки в управлении, сколько низкий уровень материальной базы и отсутствие инвестиционных ресурсов для её обновления и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, а также субъективные факторы, связанные с преднамеренным банкротством. Борьба за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. Кризис - это отсутствие у предприятия собственных оборотных средств. Особую важность для предотвращения кризиса представляет его предварительный анализ на ранних этапах, при возникновении первых симптомов, пока предприятие имеет собственные ресурсы и не перегружено долгами.

Одна из причин кризиса - жизненный цикл предприятия. Он состоит из чередующихся фаз спада и подъёма, между которыми располагаются кризисные «ямы».

Графики жизненного цикла предприятия показаны на рис.1.2.1. [5, с. 10].

Кривая 1 указывает на так называемый традиционный жизненный цикл. Он демонстрирует процесс деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Кривая 2 (детализация кривой 1) - тоже график жизненного цикла предприятия, но он показывает позицию предприятия в краткосрочных периодах развития: [0;t1], [t1;t2], [t2;t3], [t3;t4], [t4;t5], [t5;t6].

Рисунок 1.2.1 - Жизненный цикл предприятия

В традиционном жизненном цикле выделяют семь стадий:

) зарождение; 2) развитие; 3) бурный рост; 4) стабилизация; 5) стагнация; 6) спад; 7) банкротство и ликвидация.

Вероятность наступления кризиса значительно выше в межциклический период существования предприятия.

Кризисные явления могут возникать:

• при переходе из стадии начального развития в период возрастающего развития (момент времени t1);

• при переходе из стадии развития в стадию стабилизации (t2);

• при переходе из стадии стабильности в период глобального спада и депрессии (t3, t4, t5, t6);

• от момента банкротства до момента ликвидации бизнеса добровольно либо принудительно по суду [7, с. 10].

В кризисной ситуации главная цель - это выживание. Чтобы избежать банкротства, предприятие должно мобилизовать свои ресурсы на решение задачи выхода из кризиса, а это уже цель не просто управления, а способа управления, адаптированного к стратегическим неожиданностям, антикризисного управления. Специфическим методом в нем является предварительный анализ (диагностика) кризисного состояния предприятия.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Банковская система России - тенденции ее развития
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населе ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image