Экономический механизм образования кризисного состояния предприятия и его государственное регулирование

Диагностика - это оценка доверенности текущего финансового учета и отчетности, база для выдвижения гипотез о закономерностях и возможном неустойчивом финансово-экономическом состоянии.

Предварительный экономический анализ, опираясь на диагностические заключения, позволяет выявлять причинно-следственные связи в дисфункциях финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а затем переходить к построению объяснительной прогнозной моделей функционирования и развития предприятия, осуществляя при этом предупреждение его банкротства. Таким образом, политика финансового управления должна обязательно включать диагностику и предварительный экономический анализ с целью выявления угрозы банкротства и своевременности разработки мер по выводу предприятия из кризисного состояния.

В России воздействие института банкротства на экономику крайне неоднозначно, особенно применительно к крупному бизнесу. Основное назначение института несостоятельности - обеспечение предсказуемого распределения риска для кредиторов.

Можно выделить следующие этапы в развитии института несостоятельности в России: с конца 1992 г. по начало 1998 г. - период действия Закона от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее - Первый закон о банкротстве); с начала 1998 г. по 2002 г. включительно - период действия Федерального закона от 08 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Второй закон о банкротстве). В настоящее время справедливо говорить о наступлении третьего этапа в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Третий закон о банкротстве). Подробнее рассмотрим третий этап. Основная критика российского института несостоятельности в последние годы была связана с практикой банкротства крупных, экономически и социально значимых предприятий, с расширением масштабов недобросовестного использования процедур банкротства, нарушением интересов государства как кредитора и собственника. Что особенно обостряется в условиях сложившегося глобального экономического кризиса. В связи с этим в принятом в 2002 г. Законе о банкротстве есть две принципиальные новации:

а) ужесточение контроля над назначением и деятельностью арбитражных управляющих;

б) предоставление государству право голосовать на собраниях кредиторов. Первая из них предоставляется вполне оправданной, в то время как вторая серьезно нарушает экономическую логику закона. Основной контроль за деятельностью арбитражных управляющих, по мнению руководства бывшего ФСФО, должен осуществляться саморегулируемыми организациями. Эта позиция обусловлена именно тем, что государственный орган, голосуя на собрании кредиторов, сможет назначить арбитражного управляющего без согласования с коммерческими кредиторами[16, с. 345].

Следующий элемент национальной системы банкротства - система арбитражных судов. Дела о несостоятельности (банкротстве) - наиболее сложная категория дел, рассматриваемых в арбитражных судах, требующих от судей не только высокой юридической квалификации, но и навыков в области финансового анализа результатов хозяйственной деятельности организации, представлений об оценке недвижимости, бизнеса, машин и оборудования и т.д.

Система арбитражных управляющих. Роль арбитражных управляющих в реализации процедур банкротства очень велика. Обеспечение баланса интересов различных сторон, эффективность проведения таких процедур в существенной мере зависят от арбитражного управляющего. Деятельность арбитражных управляющих подвергалась лицензированию, поэтому заниматься банкротствами крупных предприятий имели право только сотрудники ФСФО[15, с. 126].

Государственный орган по делам о банкротстве. В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности предприятий, последовательно вышли в свет соответствующие постановления Правительства.

В последнее время наметился ряд новых тенденций в применении института несостоятельности. Во-первых, банкротство должников становится все более важным инструментом обеспечен6ия платежной дисциплины, исполнения обязательств предприятий по платежам в бюджеты и иным обязательным платежам. Во-вторых, российский бизнес проявляет растущую заинтересованность в стабильных, «прозрачных» и предсказуемых условиях хозяйственной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и заметки

Себестоимость услуги унитарного предприятия ООО ММХ Водоканал г. Нарткала
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции, работ и услуг, что обуславливает актуальность темы дипломной работы. Для предприятий коммунального хозяйства, в особенности для организации, занимающие ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image