Современные тенденции антиинфляционной политики государства

Подчиненный характер денежно-кредитного регулирования был обусловлен спецификой теоретического подхода, в рамках которого деньги могут реально воздействовать на экономику лишь через длинную цепочку взаимосвязей. Поскольку же в кейнсианских теориях деньги являются одним из многих факторов, от которых зависит величина эффективного спроса, результаты денежно-кредитного регулирования определяются не только его внутренними характеристиками, но и целым рядом внешних условий (не только состоянием общехозяйственной конъюнктуры, но и корреляцией динамики денежной массы и процента, а также чувствительностью инвестиций к изменению ставок, т. е. факторами, которые не контролируются регулирующими органами). Этот момент также резко снижает возможности практического применения методов денежно-кредитной политики в целях борьбы с инфляцией.

Монетаризм придал денежно-кредитному регулированию достаточно узкую направленность: оно не предназначается для проведения гибкой антициклической политики, не должно ориентироваться на достижение краткосрочных эффектов в противовес кейнсианской стратегии “точной настройки”, но рассматривается как инструмент контроля над долговременными тенденциями динамики денежной массы, а через них и над долговременным экономическим трендом, над развитием инфляционных тенденций. Оптимальной стратегией антиинфляционного регулирования с точки зрения монетаризма является поддержание постоянных темпов роста денежной массы, величина которых задается средними темпами прироста валового национального продукта. Этот подход базировался на общем требовании монетаризма об уменьшении роли государственного регулирования, которое вообще характеризуется как менее эффективное, чем рыночное регулирование (свободный конкурентный рынок выступает как альтернатива инфляции), а в частности, не может быть использовано для краткосрочного регулирования экономики (с помощью денежной политики) из-за наличия серьезных лагов между динамикой денежных показателей и реальными процессами воспроизводства.

Признавая, что хорошей денежной политикой нельзя исправить больную экономику, монетаристы видят именно в денежно-кредитном регулировании основу макроэкономической политики, в том числе антиинфляционной. Важная роль при этом отводится и рыночному механизму, что предопределяет упор на использование косвенных инструментов регулирования. Бюджетные методы регулирования в этот период отошли на второй план, хотя уже было сформулировано требование о непротиворечивости денежной и бюджетной политики как условия эффективности борьбы с инфляцией.

Монетаризм в настоящее время используется в качестве теоретической базы антиинфляционного регулирования, однако, как отмечалось выше, все больше приобретает характер практического монетаризма, дополняется элементами других теоретических построений. В качестве одного из них, получившего наибольшее распространение в США и Великобритании, выступает теория предложения (supply-side theory). Она базируется на положениях неоклассической теории, что делает возможным ее более или менее компромиссное сочетание с рецептами монетаристов. Так, обе эти теории исходят из принципа оптимальности рыночного механизма регулирования, рассматривают инфляцию как результат нарушения равновесия рыночного спроса и предложения, но если монетаризм для достижения этого равновесия делает упор на сокращение платежеспособного спроса (через ограничение денежной массы в обращении), то теория предложения - на расширение предложения. Этих различий достаточно для того, чтобы предлагать различные подходы к борьбе с инфляцией.

В теории предложения основным источником инфляции признается превышение расходов государства над его доходами в сочетании с налоговым давлением, сокращающим стимулы к производству и инвестициям, а тем самым и предложение товаров. Подобно кейнсианству теория предложения выдвигает на первый план в борьбе с инфляцией методы бюджетной политики, но в рамках этой политики основным подходом остается не регулирование государственных расходов, а налоговые меры. Изменение налогов рассматривается как фактор воздействия на относительные цены, а через них - на доходы экономических субъектов, процессы производства, сбережения и потребления. Снижение налогов позволяет с точки зрения теории предложения не только стимулировать экономический рост, но и решать проблему бюджетного дефицита (за счет увеличения налоговых поступлений при изменении схемы налогообложения в сторону снижения предельных налоговых ставок). Сокращение государственных расходов носит вспомогательный характер, так как теория предложения стремится к восстановлению равновесия не через государственные расходы (способствующие росту совокупного спроса), а через объем сбережений и инвестиций, стимулирующий расширение предложения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокращение числа вновь возникающих банков, ликвидация мелких неконкурентоспособных кредитных организаций, ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image