Формирование рынка. Задачи рынка. Роль рынка в стимулировании производства.

Рыночная экономика – это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без какой бы то ни было централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей – проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными суперкомпьютерами. Никто не создавал рынок, и все же он действует замечательно. В рыночной экономике ни один человек или организация не несут ответственность за производство, потребление, распределение и цены.

Как же рынки определяют цены, зарплату и выпуск ? Изначально рынок был местом, где продавцы и покупатели могли лично участвовать в сделках. Рынок , заполненный кусками масла, пирамидами сыра, живой рыбой и грудами овощей, был одинаков по виду во многих деревнях и городах, куда фермеры привозили на продажу свои товары. В США до сих пор существуют важные рынки, где в одном месте собираются торговцы для ведения дел. Например, пшеницей и кукурузой торгуют на Чикагской товарной бирже, нефтью и платиной – на Нью-Йоркской товарной бирже, а драгоценные камни продают и покупают в Бриллиантовом районе Нью-Йорка.

Если смотреть шире, то рынок нужно считать механизмом, с помощью которого покупатели и продавцы могут определять цены и обмениваться товарами и услугами. Существуют рынки, на которых продается все, от произведений искусства до мусора. Рынок может быть централизованным, как например рынок ценных бумаг, и децентрализованным, как например рынки недвижимости или труда. Или он может существовать только в электронном виде – как в случае многих финансовых активов и услуг, которые продают при помощи компьютера. Важной характеристикой рынка является то, что он сводит вместе покупателей и продавцов для установления цен и количеств товаров и услуг.

Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг.

В рыночной системе у всего есть цена, которая определяет ценность блага в денежном выражении. Цены показывают условия, при которых люди и фирмы добровольно обмениваются различными товарами. Когда вы соглашаетесь купить подержанный «Форд» у торговца за $4050, это означает, что для вас он более ценен, чем $4050, а для торговца – менее ценен. Рынок подержанных машин установил цену этого «Форда», и через добровольную сделку передал товар человеку, для кого он имеет наибольшую ценность.

Кроме того, цены служат сигналом для покупателей и продавцов. Если потребителю нужно больше какого-либо товара, цена возрастет, посылая сигнал производителю о том, что требуются большие поставки. Например, каждое лето, когда семьи едут на отдых, спрос на бензин возрастает, и поэтому растут цены. С одной стороны это поощряет нефтяные компании к увеличению производства бензина, а с другой – отбивает охоту у путешественников продлевать свой отпуск.

С другой стороны, если такие товары, как машины, перенасыщают рынок, торговцы и автомобильные компании будут снижать цены для того, чтобы уменьшить количество товара. По сниженным ценам купить машины согласятся больше покупателей, а производители станут делать меньше машин. В результате баланс или равновесие между покупателями и продавцами будет восстановлено.

То, что верно для рынков потребительских благ, верно и для рынков факторов производства, таких как земля и труд. Если программистов требуется больше, чем заводских рабочих, то рабочих мест будет больше там, где применяются компьютеры. Цена за труд программистов будет иметь тенденцию к росту, а цена труда рабочих – к снижению, как это уже происходило в 1980 гг. Сдвиг соответствующих зарплат будет привлекать рабочих в растущую область.

А вот что наблюдалось в случае с медсестрами. В 1980 гг рост сферы здравоохранения привел к огромной экспансии рабочих мест для медсестер, причем в это время квалифицированных медсестер было слишком мало для того, чтобы заполнить все вакансии. Больницы предлагали все возможные привилегии для того, чтобы привлечь их, включая оплачиваемые квартиры, недорогой уход за детьми и премию в $10000 при заключении контракта. Одна больница даже устраивала лотерею для медсестер, где призом была бесплатная покупка в ближайшем магазине. Но именно высокая зарплата стала привлекать людей в эту профессию. Между 1983 и 1992 годом оплата зарегистрированных медсестер увеличилась почти на 70%, т.е. они стали зарабатывать столько же, сколько в среднем получал бухгалтер или архитектор. Возросшая зарплата привлекла в эту сферу достаточно людей, и к 1992 году нехватка медсестер уменьшилась почти во всех частях страны.

Цены координируют решения производителей и потребителей на рынке. Более высокие цены снижают количество покупок потребителями и стимулируют производство. Низкие цены стимулируют потребление и сдерживают производство. Цены – это маятник рыночного механизма.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Исследование деятельности ОАО Сибнефтепровод
Практика по технологии отраслевого производства является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций. Целью практики являетс ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image