Типы воспроизводства общественных благ

Типы воспроизводства можно выделить в соответствии со следующими основными критериями:

1. характером использования полученного дохода;

2. качественной характеристикой применения факторов производства.

В соответствии с первым критерием различают простое, суженное, расширенное воспроизводство.

Простое воспроизводство - это повторение производства в прежних, неизменных масштабах. Это значит, что общество весь вновь произведенный продукт, в т.ч. и прибавочный, расходует на потребление, а само производство возобновляется в тех же объемах и в том же количестве. Такое воспроизводство наблюдается в некоторых странах Азии, Латинской Америки и в большинстве африканских стран.

Суженное воспроизводство-это возобновление процесса производства в сокращенном, уменьшенном размере. Такое воспроизводство характерно для стран, находящихся в глубоком и длительном социально-экономическом кризисе, в случаях внезапного и быстрого разрушения единого экономического пространства, когда воспроизводственные связи разрываются (послевоенные Германия и Греция, Польша после 1980 г., Россия в 1990-х гг. и другие постсоциалистические страны).

Расширенное воспроизводство - это повторение процесса производства в увеличенном масштабе, при этом полученный доход идет не только в личное потребление товаропроизводителя, но и на приобретение дополнительных производственных ресурсов. Именно за счет их использования последующее производство возобновляется в увеличенном размере.

Расширенное воспроизводство означает возобновление производства в каждом новом воспроизводственном цикле на более высоком (относительно предыдущего) уровне, что должно приводить в итоге к более высокой ступени потребления людей и росту благосостояния общества в целом.

В соответствии со вторым критерием в экономической теории различают: экстенсивное, интенсивное и смешанное воспроизводство.

Экстенсивное воспроизводство - это процесс расширения масштабов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов на прежней технологической основе. Можно выделить несколько путей экстенсификации: рост численности рабочих, увеличение рабочего дня, рост объема инвестиций и капиталовложений, освоение новых участков земли, рост добываемого сырья и т.п. Чисто экстенсивный тип воспроизводства не имеет перспективы, т.к. очевидно, что воспроизводство столкнется с ограниченностью ресурсов. Следовательно, данный вид расширенного воспроизводства является своеобразной экономической моделью и классического вида экстенсивного воспроизводства не существует.

Интенсивное воспроизводство - это процесс увеличения объема производства за счет качественного улучшения технологий и техники. Для данного типа воспроизводства характерны следующие пути его обеспечения: обновление техники, более эффективное использование всех ресурсов, экономия материальных ресурсов, повышение квалификации рабочих кадров, укрепление трудовой дисциплины, а также интенсификация управления, развития науки, инфраструктуры.

В чистом виде интенсивное воспроизводство, как и экстенсивное, не существуют. Они взаимно переплетаются и дополняют друг друга, тем самым образуя третий вид воспроизводства, существующий в реальной жизни, - смешанное воспроизводство.

Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Финансовая устойчивость страховой компании
Страхование - система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями. Страховщик формирует за счет страховых взносов всей совокупности страхователей стра ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image