Государственное регулирование смешанной экономики на современном этапе.

Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой.

Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.

В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

1. пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

2. место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;

3. потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

Управление государственной собственностью; структура управления государственным сектором экономики.

На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности составили 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 году поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает дохода государству.

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно производственных компаний – государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства – собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов – обеспечение национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных планов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации и заметки

Финансовая устойчивость страховой компании
Страхование - система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями. Страховщик формирует за счет страховых взносов всей совокупности страхователей стра ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image