Истории деноминаций

…по Сталину

Реформу Сокольникова уже мало кто помнит. Зато в памяти старшего поколения осталась реформа 14 декабря 1947 года. Для обмена старых денег на новые по курсу 10:1 народу была дана неделя (а кто успел, тот опоздал). Вклады в сберкассах менялись по льготному курсу, но их мало кто имел. Кроме того, в обращении осталась разменная монета, подорожавшая в 10 раз – на радость детворе.

Одновременно с денежной реформой были отменены карточки на основные продукты питания. Все поступило в свободную продажу – но уже по новым, заметно поднявшимся ценам.

Народ был нагло ограблен, зато стабилизировалось денежное обращение, нарушенное еще во время инфляции тридцатых годов и особо пострадавшее в военные годы. Согласно официальной пропаганде, лишние рубли печатали фашисты, но статистика гласит, что в 1941-1945 годах наш советский Госбанк напечатал больше денег, чем находилось в обращении накануне войны.

Денежная реформа 1961 года не была обусловлена никакой экономической необходимостью, а просто была одним из эпизодов «волюнтаризма». Новые монеты начали чеканить в 1958 году, бумажные деньги стали печатать в конце 1959 года. Но все держалось в тайне. Официальное решение о реформе было якобы принято в мае 1960 года Верховным Советом СССР. Но до 1 января 1961 года – первого дня обмена денег по курсу 10:1 – гражданам страны ничего не сообщали. Правда, самые умные догадывались. Кассирши в магазинах наотрез отказывались давать на сдачу мелочь, ожидая, что монетки подорожают в 10 раз (и не ошиблись). Кто-то понес деньги в сберкассу, помня о 1947 годе и льготном обмене вкладов (и не угадал). Поменять деньги удалось всем и практически в любом количестве (правда, тех, у кого это количество было слишком большим, взяли на заметку правоохранительные органы). Но в целом реформа прошла тихо.

Использовать обмен денег как орудие классовой борьбы любили во всех странах, пошедших по пути социализма. По-научному это называлось так: «лимитированный обмен военно-оккупационной и марионеточной валюты, направленный на подрыв финансовой мощи эксплуататорских классов».

В послевоенной Польше и Чехии меняли по 500 денежных единиц на человека, не более. В Румынии в те же годы за 20 000 старых лей давали 1 новую лею. Рабочие и крестьяне могли обменять не более 3 млн старых лей на семью, все остальные – не более 1 млн.

Крах мировой социалистической системы тоже был отмечен деноминациями и денежными реформами, порой более тяжелыми, чем ее создание и существование.

В девяностые годы, как уже помнят все, прошли две деноминации: грабительские «три дня» Валентина Павлова, а два года спустя – более спокойный обмен купюр достоинством 5000 и 10 000 рублей.

…по-польски

Обещая обдумать зарубежный опыт деноминации, Сергей Дубинин (Председатель Центрального банка России) назвал для примера несколько стран – победившую многочисленные нули Францию, постоянно побеждающий эти нули Израиль и не обращающие на нули внимания Италию с Японией. Возможно, их опыт изучен и был, но Россия его перенимать не стала. Правила нынешней деноминации скопировали с Польши: 7 июля 1994 года польские власти объявили о предстоящей с 1 января 1995 года денежной реформе. Новый златый был приравнен к старой тысяче (в просторечии называемой «тыщонкой»). Новые деньги ходили наравне со старыми. Все ценники в магазинах были написаны по-новому и по-старому. Параллельное хождение двух видов денег будет продолжаться до 2007 года.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и заметки

Глобальные проблемы
Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image