Эластичность спроса и предложения.

Учитывая все перечисленное выше можно предположить, что потребители очень сильно реагируют на изменение спроса и предложения . Соответственно ,что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной . Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется . Кто-то реагирует сильнее , кто-то слабее . Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода , при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом .

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью

(с точки зрения математиков эластичность это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).

Предлагаю рассмотреть реакцию спроса на изменение цены на товар . Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене

, или иначе прямой эластичностью

. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены , то в этом случае спрос эластичен . И , наоборот , если реакция слабая и вялая , то значит ,что спрос неэластичен . Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса , то , значит , эластичность спроса равна единице.

Таким образом , различают три вида эластичности спроса :

· эластичный

· неэластичный

· с единичной эластичностью.

Могут встречаться ситуации , когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены , или , наоборот , обладает бесконечной эластичностью . Например , подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало сокращение спроса .С другой стороны , при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать спрос на подорожавший товар .

А теперь рассмотрим три вида эластичности спроса поподробней.

Эластичный.

Так как микроэкономика в современных условиях рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта ,то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями ; с точки зрения покупателя , что происходит с общей выручкой в случае изменения цены .

Таким образом , если спрос эластичен , уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки . Потому , что даже при меньшей цене , уплачиваемой за единицу продукции , прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены .

Неэластичный.

Если спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки , получаемой с единицы продукции .

Единичная эластичность.

В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки , вызванной сокращением спроса .

Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса . Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.

P P

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Исследование и прогноз финансового состояния предприятия в рыночной экономике
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением её анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image