Структурная схема экономики предприятия

Экономика предприятия, как и любая наука, опирается на комплексные и слагаемые теории. Среди них: теория фирмы, теория производства и издержек, теория поведения предприятия на рынках и теория принятия решений (теория альтернативного выбора). Любая теория, в том числе и теория фирмы, упрощает реальность, делая предположения, выделяя ограничения, в рамках которых принимаются решения, делаются выводы [7, с.32].

Микроэкономическую теорию (экономическую теорию на уровне предприятия, отрасли) можно назвать "теорией цен", поскольку она объясняет, как цены определяются, назначаются, устанавливаются, как влияют на решения предприятия.

Экономика предприятия изучает объективные экономические законы и закономерности ведения хозяйствования, включает широкий спектр управленческих, организационных, технико-экономических и информационных проблем, форм, методов и правил рационального использования ресурсов с целью создания и распределения материальных и духовных благ, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом.

Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором покоятся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей, то ее основным звеном или ядром являются предприятия (фирмы), где производятся все материальные блага [17, с.3].

Представим схематически взаимосвязь отдельных видов деятельности предприятия и их экономическая сущность.

Деятельность предприятия как комплексное, сложное понятие, включающее в себя несколько видов деятельности, охарактеризована видными отечественными экономистами-теоретиками (И. Липсицем, Е. Борисовым и др.). Выделим главное, что объединяет различные виды деятельности [17, с.33].

Основная производственная деятельность предприятия определяет ту сферу, индустрию, отрасль, в которой предприятие работает, и всегда связана с миссией предприятия, с производством продукции. Вспомогательная деятельность дополняет основную, не зависит от предназначения предприятия, его профиля, может периодически возникать и затухать.

Маркетинговая деятельность - это особый вид деятельности, предшествующий и завершающий производственную деятельность и связывающий предприятие с рынком готовой продукции.

Инвестиционная деятельность предприятия связана с созданием средств производства, тех средств труда и предметов труда, с помощью которых будет производиться продукция, т.е. осуществляться производственная деятельность. Производственная деятельность, в свою очередь, включает снабжение, само производство и сбыт (реализацию) продукции. Этот вид деятельности определяет издержки производства, его прибыль от реализации и другие показатели.

Финансовая деятельность предприятия направлена на обеспечение всех других видов деятельности финансами (денежными средствами), чтобы получить расширенное воспроизводство и иметь возможность (финансовую) реагировать на изменения внешней среды, на изменение цен, спроса на готовую продукцию и т.д.

Инновационная деятельность связана с внедрением новаций (новшеств) в разные виды деятельности предприятия.

Любая деятельность предприятия начинается с управленческой деятельности (с принятия решения, выбора), в которой практически проигрывается, просматривается, просчитывается, сравнивается, выбирается и т.д. то, что должно потом осуществляться, т.е. выбор или решение предшествует самому делу, поскольку дело (бизнес) осуществляется в изменяющейся, трудно предсказуемой среде. Чем больше временной и пространственный охват этой среды, тем точнее можно уловить изменения в будущем, чтобы текущая деятельность в этом будущем была успешной.

Управление средствами производства и издержками производства связано со всеми видами деятельности предприятия, в том числе со стратегической деятельностью (целевой долгосрочной) предприятия.

Стратегическая деятельность предприятия - это его целевая деятельность, определяющая, когда, где и каким должен быть бизнес предприятия, чтобы его экономика была здоровой, чтобы деятельность предприятия отвечала условиям, которые сложатся во внешней среде в будущем, и что нужно сделать уже в текущем времени для того, чтобы эти цели были достигнуты и реализованы, когда наступит это будущее. Стратегическая деятельность определяет инвестиционную, инновационную деятельность предприятия и реализуется в производственной со сдвигом по временной фазе.

Издержки производства и средства производства определяются совокупностью видов деятельности предприятия, которые по временному признаку делятся на текущие и стратегические, по этапам процесса - на управленческие и производственные, по отношению к капиталу - на инвестиционные (создание капитала) и производственные (использование капитала).

Взаимосвязь отдельных видов деятельности представим схематически (Приложение А).

Сердцевина деятельности предприятия, - это экономическая деятельность. Экономическая сущность любого вида деятельности представлена в приложении А большим затемненным прямоугольником.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Факторинг - эффективный инструмент финансирования
Стабильная работа предприятия, прежде всего, зависит от постоянства денежных потоков. В то же время даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего де ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image