Ценные бумаги и их виды

В первой части Гражданского кодекса РФ (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его

предъявлении.

Весь товарный мир делится на две группы: собственного товара (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и капиталом, т.е. деньгами, которые приносят новые деньги. Всегда имеется потребность в передаче денег от одного лица (юридического или физического) к другому. Практика рынка выработала два основных способа указанной передачи денег- через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг. Например, нужен товар и надо заплатить за него, а денег по какой-либо причине нет (нет наличных денег, нет денег на счете). Или, наоборот, нужны деньги для производства товара при отсутствии его самого, например когда товар находится в пути, или он еще не произведен, или его нет в момент заключения сделки (находится на складе).

В условиях рынка его участники вступают между собой в многочисленне отношения, в том числе по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются, закрепляются.

Ценная бумага- это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Последняя позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и соответственно включить последний в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.

В форме ценной бумаги могут фиксироваться любые общественно значимые права, если они имеют экономическую (денежную) оценку.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

-перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами: группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п;.

-предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;

-обеспечивает получение дохода на капитал и (или возврат самого капитала и д.р.)

Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные. Рыночные характеристики включают: форму владения, выпуска, характер обращаемоти и степени риска вложений в данную ценную бумагу, форму выплаты дохода и др.

Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство- это возможность обмена на деньги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и т.д.

Существование в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

I класс- основные ценные бумаги;

II- класс- производные ценные бумаги.

Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.

Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги-это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг.

К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.).

Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.

Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.

Классификации видов ценных бумаг - это группировка ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. Ценная бумага, как уже указывалось, обладает определенным набором характеристик (признаков).

Временные характеристики:

- срок существования ценной бумаги (когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно);

- происхождение (ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг);

Пространственные характеристики:

- национальная принадлежность (ценная бумага отечественная или другого государства, т.е. иностранная);

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Расчет и исследование важнейших технико-экономических показателей производства
Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Современное предприятие - это сложная система, объе ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image