Ценные бумаги и их виды

Рыночные характеристики:

- форма выпуска (эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная));

- форма собственности и вид эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу (государство, корпорации, частные лица);

- уровень риска (высокий, низкий и т.п.);

- наличие дохода (выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет);

- форма вложения средств (инвестируются деньги в долг или для приобретения прав собственности);

В соответствии с перечисленными характеристиками (признаками) ценной бумаги можно составить следующую классификацию (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификационный признак

Виды ценных бумаг

Срок существования

срочные, бессрочные

Происхождение

первичные, вторичные

Форма существования

бумажные или документарные

Национальная принадлежность

Отечественные, иностранные

Порядок владения

предъявительские, именные

Форма выпуска

эмиссионные, неэмиссионные

Форма собственности

государственные ценные бумаги, негосударственные ценные бумаги

Характер обращаемоти

рыночные или свободнообращающиеся, нерыночные

Уровень риска

безрисковые и малорисковые, рисковые

Наличие дохода

доходные, бездоходные

Форма вложения средств

долговые, владельческие долевые

Экономическая сущность (вид прав)

акции, облигации, векселя и д.р.

Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются: акция, облигация, банковский сертификат, вексель, чек, варрант, опцион.

Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:

- краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года:

- среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5—10 лет;

- долгосрочные, имеющие срок обращения до 20—30 лет.

Бессрочные ценные бумаги — это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют «вечно» или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.

Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя.

Именная ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и (или) в ее реестре собственников, который может вестись в обычной документарной и (или) электронной формах.

Предъявительская ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации.

Ордерная ценная бумага сочетает в себе одновременно черты и одних и других. Такая бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента)

Государственные ценные бумаги — это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.

Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги являются нерыночными.

Деление ценных бумаг на долговые и владельческие долевые в своей основе отражает два возможных способа использования денежных средств: либо для приобретения какого-либо актива в собственность, либо во временное пользование. Если ценные бумаги выпускаются на ограниченный срок с последующим возвратом вложенных денежных сумм, то они являются долговыми бумагами. Это облигации, векселя и др. Владельческие ценные бумаги дают право собственности на соответствующие активы. Это — акции, варранты, коносаменты и др.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Глобальные проблемы
Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image