Российский факторинг сегодня

В настоящее время коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые банковские операции, к которым относится и факторинг. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса испытывают нехватку оборотных средств. Факторинг, в свою очередь, может сыграть существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла.

Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, финансовый отдел компании однократно распределяет привлеченные средства (проект, оборотные активы), в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, помимо вышеназванных, состоит в том, что это беззалоговая сделка. Единственным обеспечением является переуступленная задолженность.

Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний ввиду целого ряда причин. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Во-первых, это отсутствие "культуры" предоставления отсрочки. Оплата товара с отсрочкой платежа была признана способом расчетов только для проверенных предприятий. Применение отсрочки, а следовательно, и факторинга ко вновь созданным контактам было практически невозможно.

Во-вторых, только последние несколько лет форма расчетов между предприятиями приобрела безналичный характер. Ранее большая часть взаиморасчетов проходила в "cash", что значительно усложняло даже получение коммерческого кредита в банках. До сих пор в составе большинства ведущих коммерческих банков есть отделы и управления, анализирующие финансовое состояние предприятий на основании недекларируемой финансовой отчетности. Факторинг - комплекс финансовых услуг, предоставляемый банком или факторинговой компанией на основании подтвержденной отчетности и платежеспособности дебитора по безналичному расчету. Иная сторона бизнеса в расчет не принимается.

Ну и конечно, факторинг - это один из самых дорогостоящих банковских продуктов. Его высокая стоимость обусловлена тем, что банку приходится содержать большое количество персонала для анализа дебиторской задолженности, прогнозирования в режиме on-line объемов финансирования в соответствии с планами развития компаний-клиентов, поддержания высокого уровня программного обеспечения.

Стоимость факторинга увеличивается и в силу отсутствия кредитных бюро по анализу и контролю за дебиторской задолженностью компаний, а также сложности арбитражного (судебного) разбирательства в случае предъявления исков в суд. Так, сегодня из-за того, что банк не может точно оценить риск по клиенту (неясность с арбитражем и отсутствие кредитных историй), средняя ставка по факторингу составляет 18 - 35% годовых в рублях.

Еще одним препятствием на пути развития факторинга в России является невысокая информированность компаний о возможностях и условиях данного вида кредитования (многие компании не знают о том, что такое факторинг и как им пользоваться в интересах своего бизнеса).

В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.

Публикации и заметки

Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Процесс глобализации международной экономики не обходит стороной и Украину, которая постепенно занимает своё место в системе нового международного экономического порядка. Особенностью международных экономических отношений является то, что их основными субъектами выступают предприятия как ключе ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image