Тарифная политика

В практике актуарных расчетов широко используется страховая статистика. Стати­стика с помощью массового наблюдения, которое велось за фактами и обстоятельствами наступления тех или иных страховых случаев в прошлом, получает данные для установ­ления статистической (априорной) вероятности существования риска. С помощью теории вероятностей и, в частности, закона больших чисел осуществляется анализ полученного массива информации, который показывает закономерность наступления страхового слу­чая и служит целям предвидения будущего ущерба. Чем больше число объектов наблюде­ния, тем более достоверную основу для оценки будущего развития событий представляет установленная вероятность, так как только в большой страховой совокупности закон больших числе может наиболее точно проявлять свое действие.

Точность и достаточность исходной информации призвана обеспечить справедли­вое формирование страхового взноса.

Неверный расчет тарифной ставки обусловливает снижение финансовой устойчи­вости страховщика, поскольку, с одной стороны, завышение величины страхового тарифа приводит к снижению конкурентоспособности компании, сужению страхового поля, а в итоге - к падению собранной страховой премии, с другой стороны, использование стра­ховщиком меньшей по сравнению с выведенной актуариями тарифной ставки ведет к не­обоснованному занижению риска, формированию недостаточных по размеру страховых резервов, а в итоге - к возможной неплатежеспособности страховщика.[17]

Рассматривая тарифную политику, хочется отметить проблемы, с которыми стал­киваются российские страховщики в современных условиях.

Перед любой страховой компанией при введении нового вида страхования встает проблема определения нетто-ставки. Это связано либо с полным отсутствием статистиче­ских данных, либо с их недостоверностью. Для правильного расчета тарифа можно ис­пользовать данные разного рода статистических наблюдений, не связанных с проведением страховой деятельности, а также экспертные оценки.

С аналогичной проблемой страховые компании сталкиваются при принятии на страхование редких, уникальных объектов (космические аппараты, воздушные и морские суда и т.д.), а также, из-за особенностей индустриального развития России, любого круп­ного промышленного предприятия. Здесь к тому же при расчете тарифов невозможно вос­пользоваться существующими методами, так как в их основе лежит закон больших чисел.

В традиционном понимании, чем меньшее количество объектов принято на страхо­вание, тем больше должен быть размер тарифной ставки. Но в условиях рынка и такой подход неприемлем. Для любого страхователя размер платы за страховую услугу должен зависеть только от реальной стоимости рынка, а не от количества аналогичных договоров страхования, имеющихся в портфеле той или иной компании.

Сегодня типичному страховщику, осуществляющему большое количество различ­ных видов страхования. Но по каждому из них имеющему малый портфель, очень сложно оценить тот или иной риск, руководствуясь лишь собственным опытом. Необходимо опи­раться на ставки, уже действующие на рынке или на информацию крупных страховых компаний с достаточно представительным портфелем по данному виду страхования.

В современных условиях, когда страхование проводится различными страховыми организациями, размер тарифной ставки становится одним из элементов конкуренции, ко­торая постоянно стимулирует страховщиков к снижению тарифов, обоснованному с точки зрения привлечения клиентов, но необоснованному с позиции финансовой устойчивости компании. Правда, если страховщик осуществляет по какому-либо виду страхования еди­ничные сделки, размер страхового тарифа не столь важен в плане влияния на конкуренто­способность страховой компании. Однако здесь для обеспечения финансовой устойчиво­сти тариф должен учитывать сложившийся уровень убыточности на рынке, чтобы без труда принятый риск мог быть передан в перестрахование.[18]

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Издержки обращения предприятия торговли характеристика и планирование в современных условиях (на материалах ООО Сонет)
Деятельность торгового предприятия может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная инфор ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image