Состояние и перспективы развития денежной системы в России

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

- официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;

- соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;

- исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

- видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

- образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;

- на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей – 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .

ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).

Публикации и заметки

Банковский кризис 2004 года в России
Летом 2004 года банковский сектор России испытал кризис, который был классифицирован позже как “кризис доверия”. Мнения компетентных людей о причинах этого кризиса сильно расходятся. Одни эксперты считают, что это была чистка рядов банков, проведенная Центробанком, другие утверждают, что это была ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image