Виды оценки и методы переоценки основных фондов

Остаточная стоимость основных фондов представляет собой разницу между полной первоначальной (полной восстановительной стоимостью) и начисленным износом, т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной на изготовляемую продукцию, на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление и ремонт. При проводимых переоценках фондов одновременно уточняется размер начисленного износа по каждой единице средств труда.

Определяется восстановительная стоимость с учетом износа. Она рассчитывается в процентах к полной восстановительной стоимости на основе пропорций, сложившихся в первоначальной стоимости между суммами начисленного износа и остаточной стоимостью.

Балансовая стоимость — стоимость, по которой основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. На балансе предприятия стоимость основных фондов числится в смешанной оценке: объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановительной стоимости на установленную дату, а основные средства труда, приобретенные (или возведенные) после переоценки, — по первоначальной стоимости. В практике работы предприятий и в методических материалах балансовая стоимость нередко рассматривается как первоначальная, так как восстановительная стоимость на момент последней переоценки совпадает с первоначальной стоимостью на эту дату.

Переоценка основных фондов может проводиться двумя методами: экспертным и посредством системы индексов цен. При экспертном методе на предприятиях и в отраслях создаются специальные комиссии из числа наиболее опытных и квалифицированных программистов и экономистов.

Определение восстановительной стоимости основных фондов экспертным методом, посредством пообъектной инвентаризации средств труда -трудоемкое и дорогостоящее мероприятие. При индексном методе переоценка осуществляется умножением балансовой стоимости объекта на индекс цены, установленный для новой группы основных фондов. Система индексов цен утверждается в специальном постановлении Правительства РФ. В условиях рыночной экономики, когда цена на любые блага, в том числе и на средства труда, определяется под влиянием факторов спроса и предложения, директивное управление переоценкой основных фондов вступает в противоречие с общей направленностью реформ. В условиях свободных цен нелогично централизованное управление оценкой имущества предприятий. К тому же устанавливаемая система индексов переоценки не способна учесть конкретные особенности оценки имущества каждого предприятия и каждого объекта основных фондов.

В 1996 г. впервые в России было разрешено переоценивать основные фонды в децентрализованном порядке. В последующие годы эта практика существенно расширена. Предприятия имеют право переоценивать основные фонды полностью или частично не чаще, чем один раз в год, на 1 января отчетного года. Они самостоятельно выбирают метод переоценки: либо путем индексации (с применением индекса-дефлятора), либо путем прямого пообъектного пересчета стоимости. Предприятия могут провести генеральную переоценку средств труда собственными силами или с привлечением независимых экспертов-оценщиков. Результаты переоценки должны быть подтверждены соответствующими документами и экспертными заключениями о рыночной стоимости переоцениваемых объектов.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации и заметки

Исследование состояния незавершенного производства
Особое место в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности организации имеют затраты, понесенные в незавершенном производстве. Продолжающийся характер производственного процесса на предприятии является причиной того, что на момент ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image