Показатели использования основных фондов предприятия

Улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, экономию капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала и, в конечном счете, повышение уровня жизни общества.

Для характеристики и использования основного капитала применяется система обобщающих, стоимостных, относительных и натуральных показателей (Таблица З.1.). В условиях рыночной экономики наиболее общим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, считается рентабельность капитала - отношение прибыли к авансированной среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала. Этот показатель может быть определен по отношению к основным фондам и составлен в динамике.

К числу обобщающих показателей уровня использования основного капитала относятся фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача выражает отношение стоимости продукции, изготовленной за год (или другой период времени), к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Этот показатель может быть рассчитан по объему продаж, реализованной или отгруженной продукции. Фондоемкость — величина, обратная

фондоотдаче; она выражает отношение стоимости основных фондов к объему продукции. При расчете этих показателей среднегодовую стоимость капитала следует исчислять не как средне балансовую, а исходя из расчета среднегодовых цен.

Таблица 3.1.

Система показателей эффективности использования основных фондов

Фондоемкость может быть определена на единицу продукции в натуральном выражении и на рубль ее стоимости. Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего основного капитала; показатель фондоемкости отражает величину стоимости основных фондов, необходимую для получения данного объема продукции. Показатели фондоотдачи (капиталоотдачи) применяются в основном для анализа уровня использования действующих фондов, а показатель фондоемкости — главным образом для планирования потребности в основных фондах и капитальных вложениях при перспективном планировании или разработке новых проектов.

Стоимость основного капитала ООО «Люкс» составляет 120 млн. руб., а продукции выпущено за год на 240 млн. руб., фондоотдача составит 2 руб., а фондоемкость — 50 коп. Если фондоотдача увеличится на 20 коп., объем продукции составит 264 млн. руб., а фондоемкость снизится на 45 коп., то прирост продукции за счет лучшего использования фондов составит 120 х (2,20 - 2,0) = 2,4 млн. руб. Относительная экономия капитальных вложений будет 264 х (50 — 45) = 1,32 млн. руб.

Если предположить, что средняя выработка на предприятии составила 160 тыс. руб., то относительное высвобождение работающих за счет лучшего использования основных фондов составит: (264—24) : 160 = 150 чел. При среднегодовой заработной плате 52 тыс. руб. экономия затрат на заработную плату составит: 52 х 150 = 7,8 млн. руб.

Снижение себестоимости за счет амортизационных отчислений можно подсчитать, умножив экономию на капитальных вложениях на среднегодовую норму амортизации, сложившуюся на предприятии в базисном году. Предположим, что она составила 9%. Тогда 1,32 х 0,09 = 118,8 тыс. руб.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации и заметки

Издержки обращения предприятия торговли характеристика и планирование в современных условиях (на материалах ООО Сонет)
Деятельность торгового предприятия может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная инфор ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image