Показатели использования основных фондов предприятия
Улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, экономию капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала и, в конечном счете, повышение уровня жизни общества.
Для характеристики и использования основного капитала применяется система обобщающих, стоимостных, относительных и натуральных показателей (Таблица З.1.). В условиях рыночной экономики наиболее общим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, считается рентабельность капитала - отношение прибыли к авансированной среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала. Этот показатель может быть определен по отношению к основным фондам и составлен в динамике.
К числу обобщающих показателей уровня использования основного капитала относятся фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача выражает отношение стоимости продукции, изготовленной за год (или другой период времени), к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Этот показатель может быть рассчитан по объему продаж, реализованной или отгруженной продукции. Фондоемкость — величина, обратная
фондоотдаче; она выражает отношение стоимости основных фондов к объему продукции. При расчете этих показателей среднегодовую стоимость капитала следует исчислять не как средне балансовую, а исходя из расчета среднегодовых цен.
Таблица 3.1.
Система показателей эффективности использования основных фондов
Фондоемкость может быть определена на единицу продукции в натуральном выражении и на рубль ее стоимости. Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего основного капитала; показатель фондоемкости отражает величину стоимости основных фондов, необходимую для получения данного объема продукции. Показатели фондоотдачи (капиталоотдачи) применяются в основном для анализа уровня использования действующих фондов, а показатель фондоемкости — главным образом для планирования потребности в основных фондах и капитальных вложениях при перспективном планировании или разработке новых проектов.
Стоимость основного капитала ООО «Люкс» составляет 120 млн. руб., а продукции выпущено за год на 240 млн. руб., фондоотдача составит 2 руб., а фондоемкость — 50 коп. Если фондоотдача увеличится на 20 коп., объем продукции составит 264 млн. руб., а фондоемкость снизится на 45 коп., то прирост продукции за счет лучшего использования фондов составит 120 х (2,20 - 2,0) = 2,4 млн. руб. Относительная экономия капитальных вложений будет 264 х (50 — 45) = 1,32 млн. руб.
Если предположить, что средняя выработка на предприятии составила 160 тыс. руб., то относительное высвобождение работающих за счет лучшего использования основных фондов составит: (264—24) : 160 = 150 чел. При среднегодовой заработной плате 52 тыс. руб. экономия затрат на заработную плату составит: 52 х 150 = 7,8 млн. руб.
Снижение себестоимости за счет амортизационных отчислений можно подсчитать, умножив экономию на капитальных вложениях на среднегодовую норму амортизации, сложившуюся на предприятии в базисном году. Предположим, что она составила 9%. Тогда 1,32 х 0,09 = 118,8 тыс. руб.
Публикации и заметки
ОАО ТюлячиАгрохимсервис
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения
эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе
внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм
хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности,
активиза ...
Главное меню
- Воспроизводство общественных благ
- Оценка стоимости земельного участка
- Теория человеческий капитала
- Основные понятия экономической науки
- Теория отраслевых рынков
- Теория стоимости
- Полезная экономика
Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.
Теория отраслевых рынков
Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.
Экономика





