Прибыль и рентабельность.

Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики. Она является главной движущей экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. В то же время она отражает все многообразие производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В обобщенном виде понятие прибыли может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал; она характеризует вознаграждение предпринимателя за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

В современных условиях роль прибыли в деятельности предприятий значительно возросла; показатель прибыли стал одним из важнейших при планировании и оценке их производственно-хозяйственной деятельности

Прибыль – это результативный важнейший и обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении количественную и качественную стороны деятельности предприятия: рост объема производства, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества, улучшение использования основных фондов и оборотных средств и т. п. Прибыль более полно, чем себестоимость, отражает результаты всей деятельности предприятий, поскольку она непосредственно связана с реализацией продукции.

Рост прибыли предприятий в условиях рыночной экономики характеризуется следующим:

1. Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности. Рост прибыли предприятия служит побудительным мотивом деятельности не только собственника имущества, но и наемных менеджеров и остального персонала предприятия.

2. Прибыль, получаемая предприятиями, создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли через налоговую систему позволяет в значительной степени формировать доходную часть федерального и местных бюджетов, что дает возможность осуществить намеченные программы развития экономики и реализовать общегосударственные и местные социальные программы.

3. Прибыль предприятия является важнейшим критерием эффективности конкретной производственной деятельности и основным регулятором «перелива» капитала в производства, где его использование наиболее эффективно.

4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Чем больше прибыли направляется на развитие предприятия и обеспечение его хозяйственной самостоятельности, тем выше уровень его самофинансирования и меньше потребность в привлечении средств из внешних источников. Это повышает конкурентные позиции предприятия на рынке.

5. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства, которое может возникнуть и в условиях прибыльной производственно-хозяйственной деятельности, в частности – при использовании необоснованно высокой доли заемных средств, особенно краткосрочных кредитов. В этих условиях прибыльное предприятие за счет образованных из прибыли резервных фондов может быстро увеличить долю собственных средств и тем самым повысить свою финансовую устойчивость и платежеспособность.

Для целей анализа и оценки деятельности предприятий широко используются показатели рентабельности, характеризующие относительную величину прибыли.

Для этих целей используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производственных фондов (называемая иногда рентабельностью капитала).

Показатель рентабельности продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью; он показывает относительный (в %) размер прибыли на каждый рубль текущих затрат.

Показатель рентабельности, исчисляемый по отношению к себестоимости, не отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов. Он не показывает, при каком размере производственных фондов получена данная величина прибыли.

Недостаток показателя рентабельности фондов заключается в том, что с его помощью практически невозможно оценить эффективность производства отдельных видов продукции. Поэтому при анализе работы предприятия наиболее широко используют показатель рентабельности продукции, позволяющий относительно характеризовать эффективность (доходность) производства того или иного вида продукции.

Наряду с рассмотренными выше для целей анализа используются такие показатели, как рентабельность выручки (характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции (работ, услуг)), рентабельность собственных оборотных средств (характеризует использование собственных оборотных средств) и некоторые другие показатели рентабельности.

Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения эффективности. Основными путями повышения уровня рентабельности являются, с одной стороны, увеличение абсолютного размера прибыли, с другой – улучшение использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, основных фондов и оборотных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации и заметки

Частная собственность и её формы
Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограни­чены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image