Виды субъектов АО.

Создание такого ядра предполагает установление специальных требований к инвестору. Необходимо, чтобы будущий акционер обладал современной технологи­ей данного производства, котировал облигации на биржах своей страны, имел чет­кую стратегию развития предприятия и т. п. Нет сомнений в необходимости исполь­зования указанного опыта в России. Возможны и правовые ограничения инвесто­ров-спекулянтов, которые стремятся в короткие сроки заработать на перепродаже акций. Стратегический инвестор, наоборот, нацелен на долговременное владение акциями. Соответственно установление порядка, при котором акция, находящая­ся во владении инвестора не более двух лет, имеет только одну четверть голоса, три года — половину, четыре — три четверти и только более пяти лет приобретает полный голос, создает стратегическому инвестору значительные преимущества в уп­равлении АО.

Государство-акционер.

В современных условиях тотальное отрицание целесооб­разности вмешательства государства в управление экономикой можно считать преодоленным. Жизнь показала, что отказ от государственного управления, особен­но в российских условиях, ведет к развалу хозяйства. Рынок не формируется сам по себе. Его повседневное функционирование предполагает наличие целостной системы правил и обеспечивающих их реализацию правоохранительных органов, гаранти­рующих честное заключение сделок. Рынок нельзя рассматривать как чисто эконо­мический (внесоциальный) феномен. Государство, вырабатывающее стратегические приоритеты развития, должно использовать весь спектр ценовых, финансовых и си­ловых рычагов для их осуществления. Поэтому роль государства как регулятора хозяйствования на макроуровне признается практически всеми и в той или иной ме­ре реализуется через правительственные программы.

Сформулируем три основные задачи, стоящие перед государством по управле­нию АО с государственным капиталом:

— создание и приумножение общественного достояния, заключенного в государ­ственном пакете акций;

— определение стратегии компании;

— осуществление контроля за ее деятельностью.

В рамках этих основных задач и выполняются все функции управления в рас­сматриваемых АО.

Кто же должен практически реализовать интересы государства в компаниях с государственным капиталом? От ответа на этот вопрос в решающей степени зависит эффективность управления госсобственностью. Однако однозначного ответа мы не находим не только в российской, но и в мировой практике. Идет поиск, ибо повсе­местно управление госпакетами акций не дает желаемых результатов. Так, во Фран­ции объявлено о проведении реформы управления государственными компаниями. Причина — отсутствие должной системы контроля за стратегией государственных компаний и пассивность представителей правительства в их административных со­ветах. Аналогичная ситуация наблюдается и в нашей стране, где функции управ­ления пакетом государственных акций возложены на представителей государст­ва в АО.

Практика показала, что действующий институт государственного представи­тельства неэффективен. Схема управления построена таким образом, что государ­ственный представитель, с одной стороны, не несет ответственности за результаты хозяйственной деятельности фирмы, а с другой — загружен составлением отчетов и повязан необходимостью согласовывать с аппаратными чиновниками голосование по наиболее принципиальным вопросам управления АО. Оставлен в неприкосно­венности один из основных пороков административно-командной системы управле­ния: решения принимает ни за что не отвечающий и практически бесконтрольный аппаратный работник. Необходимо изменить принцип: представитель государства должен иметь широкие правомочия и нести реальную ответственность за деятель­ность АО — только в этом случае можно рассчитывать на его заинтересованность в укреплении и развитии компании.

Таким образом, государственная собственность имеет достаточно высокий удельный вес в структуре уставного капитала ряда крупнейших АО, а потому про­блема ее успешного использования представляет собой актуальную задачу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Рыночные экономические системы, их характеристика
Тема курсовой работы «Рыночные экономические системы, их характеристика» выбрана не случайно: в наше время вопросы рыночной экономики актуальны, так как на протяжении многих лет наша страна была закрыта для международных отношений. Сейчас наша страна вышла на новый уровень своего развития, теп ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image