Интеллектуальная собственность в АПК.

Исключительные права на объекты промышленной собственности охраняют содержание новых технических, технологических и дизайнер­ских решений в области промышленных продуктов и товаров, изобре­тений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений, а также средства индивидуализации поведения на рынке производителей товаров и услуг. Промышленная собственность опреде­ляет в основном материальные затраты интеллектуальной собственнос­ти, а авторское право — нематериальные.

Объекты промышленной собственности охраняются, если являются новыми, оригинальными, не имеют аналогов, характеризуются потреб­ностью, полезностью, экономичностью, технологичностью, конкурен­тоспособностью.

Авторское право направлено на стимулирование творческой деятель­ности по созданию объектов интеллектуальной собственности и усло­вий для их использования. Указанные задачи тесно связаны с принци­пами авторского права: свобода творчества (статья 44 Конституции Рос­сийской Федерации), сочетание личных интересов автора с интереса­ми общества, неотчуждаемость личных прав автора на созданный им научный продукт, свобода авторского договора.

Результат (продукт) интеллектуального труда, обладающий конк­ретной и полезной потребительской стоимостью, является специфи­ческим товаром, объектом рыночных отношений (купли-продажи). Вла­делец интеллектуальной собственности возмещает собственные затра­ты на ее создание и получает доход в течение определенного времени.

Обмен объектами интеллектуальной собственности в международ­ной практике называют «передачей технологий». По существу речь идет о продаже лицензий. В результате международный рынок становится более динамичным: экономятся средства и время на проведение НИОКР, сокращаются сроки распространения и внедрения новейших научных достижений, повышается конкурентоспособность продукции, интен­сифицируются экспорт и импорт.

При продаже оригинальных и элитных семян новых сортов растений и племенных животных, гамет или зигот (эмбрионов) по лицензионному договору производится оплата за их использование в соответствии с соглашением сторон (продавца и покупателя). Кроме того, делаются определенные отчисления в процентах (роялти) автору (оригинатору) сорта и племенных материалов от продажной цены оригинальных и элит­ных семян или полученного урожая и продукции животноводства, по­севных площадей сельскохозяйственных культур в течение установлен­ного периода. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в рыночный оборот, но, несмотря на отчуждение, автор остается их собственником.

При отчуждении интеллектуальный продукт может быть использо­ван другим субъектом, причем в процессе использования каждый но­вый пользователь получает доступ, как к его форме, так и к содержа­нию, но права на распоряжение объектом не получает. Такие продукты интеллектуальной собственности, как знания, информация, могут при­сваиваться, не отчуждаясь. В процессе присвоения возникают опреде­ленные экономические отношения, требующие правового оформления и количественного измерения.

В сельском хозяйстве часто новые сорта растений и племенной скот про­дают без использования лицензионных договоров как обычный товар.

При реализации интеллектуального продукта применяется интеллек­туальная рента, выплачиваемая его владельцу.

Продукты интеллектуального труда требуют особого подхода, так как они существенно отличаются от материальных ценностей. Особен­ности интеллектуальной собственности состоят в следующем:

нематериальная форма (знания, информация на бумаге, дискеты, магнитные ленты, цифровые записи на компакт-дисках); независимо от того, на каких языках, носителях и в какой форме представлен ин­теллектуальный продукт, авторство сохраняется и в случае передачи интеллектуальной собственности;

неограниченность интеллектуального продукта как ресурса, с помо­щью которого производятся материальные продукты;

возможность одновременного использования созданного интеллек­туального продукта многими субъектами;

неподверженность физическому износу и относительность мораль­ного износа;

право на использование объекта интеллектуальной собственности не выступает в качестве товара;

многократное использование интеллектуального продукта путем ти­ражирования не является его воспроизводством как это происходит в материальном производстве; многократное повторение объекта интел­лектуальной собственности — это его использование; при создании од­них и тех же видов материальной продукции сохраняется отдельное право собственности одного и того же субъекта;

индивидуальный или групповой характер интеллектуального продукта;

в процессе потребления продукт интеллектуальной собственности не исчезает;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Оценка экономической деятельности строительного предприятия за два года
Цель данной курсовой работы - оценка деятельности предприятия за два года. Объектом работы является строительное предприятие, предмет - его экономическая деятельность. Курсовая включает в себя следующие задачи: ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image