Интеллектуальная собственность в АПК.

Исключительные права на объекты промышленной собственности охраняют содержание новых технических, технологических и дизайнер­ских решений в области промышленных продуктов и товаров, изобре­тений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений, а также средства индивидуализации поведения на рынке производителей товаров и услуг. Промышленная собственность опреде­ляет в основном материальные затраты интеллектуальной собственнос­ти, а авторское право — нематериальные.

Объекты промышленной собственности охраняются, если являются новыми, оригинальными, не имеют аналогов, характеризуются потреб­ностью, полезностью, экономичностью, технологичностью, конкурен­тоспособностью.

Авторское право направлено на стимулирование творческой деятель­ности по созданию объектов интеллектуальной собственности и усло­вий для их использования. Указанные задачи тесно связаны с принци­пами авторского права: свобода творчества (статья 44 Конституции Рос­сийской Федерации), сочетание личных интересов автора с интереса­ми общества, неотчуждаемость личных прав автора на созданный им научный продукт, свобода авторского договора.

Результат (продукт) интеллектуального труда, обладающий конк­ретной и полезной потребительской стоимостью, является специфи­ческим товаром, объектом рыночных отношений (купли-продажи). Вла­делец интеллектуальной собственности возмещает собственные затра­ты на ее создание и получает доход в течение определенного времени.

Обмен объектами интеллектуальной собственности в международ­ной практике называют «передачей технологий». По существу речь идет о продаже лицензий. В результате международный рынок становится более динамичным: экономятся средства и время на проведение НИОКР, сокращаются сроки распространения и внедрения новейших научных достижений, повышается конкурентоспособность продукции, интен­сифицируются экспорт и импорт.

При продаже оригинальных и элитных семян новых сортов растений и племенных животных, гамет или зигот (эмбрионов) по лицензионному договору производится оплата за их использование в соответствии с соглашением сторон (продавца и покупателя). Кроме того, делаются определенные отчисления в процентах (роялти) автору (оригинатору) сорта и племенных материалов от продажной цены оригинальных и элит­ных семян или полученного урожая и продукции животноводства, по­севных площадей сельскохозяйственных культур в течение установлен­ного периода. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в рыночный оборот, но, несмотря на отчуждение, автор остается их собственником.

При отчуждении интеллектуальный продукт может быть использо­ван другим субъектом, причем в процессе использования каждый но­вый пользователь получает доступ, как к его форме, так и к содержа­нию, но права на распоряжение объектом не получает. Такие продукты интеллектуальной собственности, как знания, информация, могут при­сваиваться, не отчуждаясь. В процессе присвоения возникают опреде­ленные экономические отношения, требующие правового оформления и количественного измерения.

В сельском хозяйстве часто новые сорта растений и племенной скот про­дают без использования лицензионных договоров как обычный товар.

При реализации интеллектуального продукта применяется интеллек­туальная рента, выплачиваемая его владельцу.

Продукты интеллектуального труда требуют особого подхода, так как они существенно отличаются от материальных ценностей. Особен­ности интеллектуальной собственности состоят в следующем:

нематериальная форма (знания, информация на бумаге, дискеты, магнитные ленты, цифровые записи на компакт-дисках); независимо от того, на каких языках, носителях и в какой форме представлен ин­теллектуальный продукт, авторство сохраняется и в случае передачи интеллектуальной собственности;

неограниченность интеллектуального продукта как ресурса, с помо­щью которого производятся материальные продукты;

возможность одновременного использования созданного интеллек­туального продукта многими субъектами;

неподверженность физическому износу и относительность мораль­ного износа;

право на использование объекта интеллектуальной собственности не выступает в качестве товара;

многократное использование интеллектуального продукта путем ти­ражирования не является его воспроизводством как это происходит в материальном производстве; многократное повторение объекта интел­лектуальной собственности — это его использование; при создании од­них и тех же видов материальной продукции сохраняется отдельное право собственности одного и того же субъекта;

индивидуальный или групповой характер интеллектуального продукта;

в процессе потребления продукт интеллектуальной собственности не исчезает;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации и заметки

Банковский кризис 2004 года в России
Летом 2004 года банковский сектор России испытал кризис, который был классифицирован позже как “кризис доверия”. Мнения компетентных людей о причинах этого кризиса сильно расходятся. Одни эксперты считают, что это была чистка рядов банков, проведенная Центробанком, другие утверждают, что это была ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image