Государственное антициклическое регулирование
Как мы уже знаем, существуют различные взгляды на причины циклических колебаний. Отсюда и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительные различия взглядов и расстановки акцентов при выработке антициклической политики, мы все же можем говорить о том, что все концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсеанскому или неоконсервативному. Первое из них ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.
Признаки |
Нейкейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация |
На спрос |
На предложение |
Цели |
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
Налогово-бюджетная политика Кредитно-денежная политика |
Кредитно-денежная политика Налогово-бюджетная политика |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные и в комплексе ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете и производства.
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика так называемых дешевых денег. На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.
Рассмотрим, что же происходит в обратном случае, т.е. в период подъема экономической конъюнктуры. Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
Публикации и заметки
Факторинг - эффективный инструмент финансирования
Стабильная работа
предприятия, прежде всего, зависит от постоянства денежных потоков. В то же
время даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически
случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары,
работы, услуги. Для преодоления возникающего де ...
Главное меню
- Воспроизводство общественных благ
- Оценка стоимости земельного участка
- Теория человеческий капитала
- Основные понятия экономической науки
- Теория отраслевых рынков
- Теория стоимости
- Полезная экономика
Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.
Теория отраслевых рынков
Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.
Экономика





