Условия стабильности экономического роста

Общество, как правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить такую устойчивость?

Первое условие. Макроэкономика должна постоянно создавать со­вокупный общественный продукт (СОП) в объеме, который соответст­вует реально сложившимся потребностям (точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,

Второе условие. СОП должен состоять из двух видов благ:

а) средств производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:

б) предметов потребления.

Третье условие. Все материальное производство делится на два под­разделения;

а) I подразделение — производство средств производства. Сюда вхо­дят отрасли национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;

б) II подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные фабрики и т.п.).

В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непре­рывного движения) материальных благ:

1. поток средств производств;

2. поток предметов потребления.

Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для нужд другого подразделения.

Так, I и II подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий), состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной капитал частично, оборотный капи­тал полностью). Поэтому на следующий очередной период оба подраз­деления нуждаются в восстановлении утраченных вещественных усло­вий производства. В связи с этим поток средств производства разделя­ется на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая часть потока направляется во II под­разделение (для возобновления потраченных средств производства).

В результате такого разделения потока средств производства в I под разделении действуют два подотдела:

1. подотдел производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы производства: уголь, нефть, металл и т.д.)

2. подотдел производства средств производства для II подразделения.

В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют про­дукцию II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два направления: а) одна часть исполь­зуется для работников самого II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.

В итоге П подразделение имеет два подотдела:

1. подотдел произ­водства предметов потребления для II подразделения

2. подотдел производства предметов потребления для I подразделения.

Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не разли­чается. Между тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его общего объема и предназначения.

Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количествен­ных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.

Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного общественного продукта — по его нату­ральной форме и по стоимости — не возрастает.

I подразделение

I1 — средства производства для I подразделения

I2 — средства производства для II подразделения

II подразделение

II1 — предметы потребления для I подразделения

II2 — предметы потребления для II подразделения

Рис 2. Схема структуры материального производства

Схема структуры материального производства (рис. 2) показыва­ет, во-первых, что часть всей продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направ­ляются предметы потребления для работников I подразделения (II1).

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и заметки

Пути совершенствования финансового планирования на предприятии
Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие ведь привыкли исходить из того, что план есть антитеза рынку, а рынок плану. Между тем и зару ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image