Методологические позиции

В сфере анализа таких категорий, как стоимость, капитал, при­быль, рента и др., Кейнс в основном разделял взгляды кембриджской школы, полагая, что глава школы А. Маршалл о стоимости сказал все и после него ничего нельзя прибавить к этому вопросу. Теория цен и доходов Маршалла относилась к микроэкономике, т. е. формулировала закономерности поведения индивидуального экономического субъекта, будь то отдельный потребитель или предпринимательская фирма. Хо­тя некоторые сторонники неоклассического направления изучали инду­стриальные циклы и даже ссылались при этом на «непостоянство уров­ня занятости», все же они больше тяготели к анализу частичного рав­новесия, связанного с выпуском товаров на отдельных рынках.

Кейнс, как уже говорилось, не отвергал микроанализ Маршалла, но считал, что в сложившихся условиях его возможности ограничены. В период резкого обострения общехозяйственного кризиса, усиления потребности в государственном регулировании Кейнс стремился к тео­ретическому объяснению капиталистической экономики в целом.

Особенностью метода Кейнса является акцент на макроэкономиче­ских (совокупных, агрегированных) показателях — потоках инвести­ций, доходов, на накоплении и сбережении, на потреблении и произ­водстве в масштабах всего общества. В силу этого Кейнса считают одним из основоположников западного макроанализа.

Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка экономической теории. Этот язык имеет дело с неболь­шим числом мало изменяющихся в короткий период времени агреги­рованных величин, что позволило свести всю экономику к функцио­нированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и ус­луг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг. С учетом достижений маржиналистов возник двухэтажный мир микро- и ма­кроэкономической теории, в котором математическое меделирование стало возможным не только на микроуровне (Вальрас), но также и на макроуровне.

Продолжая идеи Викселля, Кейнс считает ключевым роль предположений в экономическом поведении. «Когда ждут повыше­ния цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается и при ожидании падения цен. Относительно сла­бый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное по­нижение».

Прагматизм Кейнса сказывается, когда при объяснении экономических феноменов он ссылается на психологию публики. Присущие ему категории ожидания (ожидаемая прибыль, рентабельность, ожидаемые изменения цен, издержек, реальной по­купательной силы денег и т. д.) несут в себе не только субъективное, но и объективное содержание. Они во многом используются как ка­тегории прогнозирования, как результат экстраполяции на будущее не­посредственно наблюдаемых экономических процессов. Без такого про­гнозирования немыслима какая-либо предпринимательская деятельность вообще, государственное регулирование в особенности.

Публикации и заметки

Издержки обращения предприятия торговли характеристика и планирование в современных условиях (на материалах ООО Сонет)
Деятельность торгового предприятия может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная инфор ...

Главное меню

Антиинфляция

Антиинфляция

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Чмтать...

Теория  отраслевых рынков

Теория отраслевых рынков концентрируется на анализе организации продвижения благ и услуг как товаров, обеспечивающей реализацию субъективных целей предпринимателей и потребителей и эффективность экономики в целом.

Экономика

website template image website template image website template image website template image website template image website template image